код кисэ в бухгалтерском учете
Новый порядок отражения в учете остатков по счетам с КОСГУ 560, 660, 730, 830 в 2020 году
gralu / Depositphotos.com |
Согласно прежней редакции Инструкции № 157н при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходили. Аналогичные положения содержались в Инструкциях № 162н и № 174н.
Отметим, что в Приказе № 198н текст указанной поправки изложен не полностью. В настоящее время подготовлен проект, которым предусмотрены небольшие по объему, но очень значимые изменения в Единый план счетов и Инструкцию № 157н. Согласно этим поправкам по счетам расчетов по дебиторской/ кредиторской задолженности, обороты по которым содержат в 24 – 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ 560 и 730, остатки формируются на начало очередного финансового года с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, отражающего классификацию институциональных единиц. Аналогичные изменения внесены в Инструкции № 162н, 174н и 183н, но содержат еще одно уточнение – формирование остатка на 1 января 2021 года осуществляется корреспонденциями в межотчетный период.
Данное изменение применяется при ведении учета и формировании отчетности на 1 января 2021 года. Это значит, что при формировании заключительных операций при завершении 2020 года по счетам учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности необходимо учесть новые особенности формирования входящих остатков на 1 января 2021 года.
Обратите внимание – правило распространяется только на счета, содержащие в 24 – 26 разрядах номера счета соответствующие подстатьи статей КОСГУ 560, 730 (а значит и 660, 830). Например, счет 301 01 содержит в 24 – 26 разрядах номера счета статьи КОСГУ 710, 720, 810, 820 – такие обороты, как и прежде, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06.
Наличие незакрытых оборотов по счетам учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности на конец года не означает, что все обороты, сформировавшиеся за 2020 год по подстатьям статей КОСГУ 560 и 660, 730 и 830, будут перенесены на начало 2021 года. Входящие остатки, как и прежде, отражаются в сумме задолженности на конец предыдущего отчетного года. Например, по счету 210 03 в 24 – 26 разрядах номера счета применяются статьи КОСГУ 560 и 660, но остатка на 1 января на таком счете быть не должно, следовательно сформировавшиеся за год обороты по счету 210 03 переносу не подлежат.
Формирование входящих остатков на 1 января.2021 г. по дебиторской и кредиторской задолженности с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей статей КОСГУ 560 и 730 следует осуществить в разрезе каждого контрагента и правового основания возникновения задолженности.
Исходя из новых правил формирование входящих остатков на 1 января 2021 года по счетам учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется в межотчетный период следующим образом:
Код кисэ в бухгалтерском учете
C 01.01.2021г. остатки по счетам учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности (205ХХ, 206ХХ, 208ХХ, 209ХХ, 21003, 21005, 2101Х, 302ХХ, 303ХХ, 30402, 30403, 30406) должны формироваться с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ (00Х). Для этого необходимо выполнить преобразование остатков по этим счетам на 01.01.2021г.
Порядок действий:
1. В разделе «Остатки средств по счетам» по маске счета необходимо отобрать записи заголовка на 01.01.2021, подлежащие обработке (например, использовать маску группового счета *205*). Отметить отобранные записи остатков и через расширения выполнить пользовательскую процедуру «Преобразование остатков задолженности для детализации по КИСЭ (с 01.01.2021)». Повторить действия для следующих масок групповых счетов (*206*, *208* и т.д.).
2. В разделе «Расчеты с дебиторами / кредиторами» по маске счета необходимо отобрать записи заголовка на 01.01.2021, подлежащие обработке (например, использовать маску группового счета *205*). Отметить отобранные записи ведомостей и выполнить расформировать и затем сформировать. Повторить действия для следующих масок групповых счетов (*206*, *208* и т.д.).
3. Выполнить проверку результатов:
3.1 в разделе «Расчеты с дебиторами / кредиторами» не должно быть записей спецификации, где уровень аналитики 5го уровня (КОСГУ) остался незаполненным.
3.2 в спецификации раздела «Остатки средств по счетам»:
— не должно быть аналитических остатков, где уровень аналитики 5го уровня (КОСГУ) остался незаполненным;
— сумма по дебету всех аналитических остатков с заполненным КОСГУ остатков (00Х) должна равняться сумме по дебету синтетического счета в заголовке раздела;
— сумма по кредиту всех аналитических остатков с заполненным КОСГУ остатков (00Х) должна равняться сумме по кредиту синтетического счета в заголовке раздела.
4. Выполнить перенос остатков на 01.02.2021.
5. Выполнить п.2 для ведомостей расчетов с дебиторами / кредиторами на 01.02.2021.
6. Повторить п.4 и п.2 для периодов 01.03.2021 и 01.04.2021.
Отчет по форме 0504072 «Главная книга», доработан в части формирования дополнительных строк промежуточных итогов по «КОСГУ остатков».
Приложение. Классификация институциональных секторов экономики
Приложение
к Рекомендации
Коллегии Евразийской
экономической комиссии
от 18 августа 2015 г. N 18
Классификация институциональных секторов экономики
2. При составлении КИСЭ использованы следующие документы:
а) СНС-2008, разработанная при участии Всемирного банка, Европейской комиссии, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Организации Объединенных Наций;
б) Модельный статистический классификатор секторов экономики СНГ, разработанный Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств (2014 г.);
в) Классификатор секторов экономики, утвержденный приказом председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 28 декабря 2012 г. N 357.
3. Распространение КИСЭ обеспечивается путем размещения электронной версии документа и сопутствующих справочных материалов на официальном сайте Евразийского экономического союза в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Основанием для внесения изменений или отмены КИСЭ является внесение изменений или отмена СНС-2008.
5. КИСЭ включает в себя классификатор КИСЭ по форме согласно приложению N 1, таблицу альтернативных группировок КИСЭ согласно приложению N 2 и методологические пояснения по отнесению институциональных единиц к секторам экономики согласно приложению N 3.
Понятия и определения, используемые в КИСЭ, следует понимать согласно СНС-2008 с учетом особенностей законодательства государств-членов.
6. Классификатор КИСЭ построен с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.
7. Для идентификации классификационных группировок используется 5-значный цифровой код переменной длины от 1 до 5 знаков, имеющий следующую структуру:
Пример построения кода:
Секция 1 Экономика в целом;
Сектор 1.2 Финансовые корпорации;
Подсектор 1.2.2 Корпорации, принимающие депозиты, кроме национального (центрального) банка;
Группа 1.2.2.1 Государственные корпорации, принимающие депозиты;
8. Альтернативные группировки КИСЭ построены на основе кодов классификатора КИСЭ и предназначены для альтернативного способа группировки некоммерческих организаций и организаций, ориентированных на получение прибыли.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Детализация статей 560, 660, 730, 830: выбираем тип контрагента
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
С 2019 года статьи 560, 660, 730, 830, отражающие в бухгалтерском учете увеличение (уменьшение) дебиторской и кредиторской задолженности, детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента, с которым производятся расчеты. Приведенная в данной статье таблица поможет вам правильно выбрать тип контрагента и, соответственно, применить подстатью КОСГУ.
Для отражения в бухгалтерском учете расчетов с контрагентами (на счетах 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000) применяются следующие подстатьи КОСГУ (п. 13.6, 14.6, 15.3, 16.3 Порядка № 209н):
Контрагенты, с которыми учреждение производит расчеты
Участники бюджетного процесса
Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения
Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора
Иные нефинансовые организации
Иные финансовые организации
Некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг
Наднациональные организации и правительства иностранных государств
* Применяются при ведении бухгалтерского учета с 01.01.2021, составлении бухгалтерской и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2021 год.
По одним счетам расчетов применение той или иной подстатьи КОСГУ не вызывает сомнений, к примеру:
По другим – определиться с типом контрагента довольно сложно. Поможет в этом приведенная ниже таблица.
Тип контрагентов. Кто к ним относится?
26‑й разряд номера счета
Рекомендуемые номера счетов для отражения расчетов
Участники бюджетного процесса. К ним относятся (п. 1 ст. 152 БК РФ):
– высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
– законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
– исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
– органы государственного (муниципального) финансового контроля;
– органы управления государственных внебюджетных фондов;
0 210 03 561 (661), 0 210 06 561 (661), 0 210 10 561 (661), 0 303 xx 731 (831), а также иные аналитические счета расчетов счетов 0 205 00 000, 0 209 00 000 с применением подстатей 561 (661), 731 (831) КОСГУ
– главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
– главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
– главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
– получатели бюджетных средств (в том числе казенные учреждения)
Бюджетные (автономные) учреждения. Согласно положениям БК РФ указанные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, а в целях применения Порядка № 209н относятся к сектору государственного управления (п. 2 Порядка № 209н)
0 206 41 562 (662), 0 206 81 562 (662), 0 302 41 732 (832), 0 304 06 732 (832) (в части внутренних расчетов (то есть расчетов учреждения самим с собой), например, при переносе операций с одного вида деятельности на другой).
Иные аналитические счета расчетов счетов 0 205 00 000 (например, при реализации имущества, оказании услуг бюджетным (автономным) учреждениям), 0 206 00 000 и 0 302 00 000 (например, при закупке товаров, работ, услуг у бюджетных (автономных) учреждений) с применением подстатей 562 (662), 732 (832) КОСГУ
Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора. К организациям государственного сектора согласно п. 9.5 Порядка № 209н (в редакции Приказа № 69н*) относятся:
1) государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Правовые основы создания таких предприятий закреплены в Федеральном законе от 14.11.2002 № 161‑ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Согласно его положениям унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию;
2) государственные корпорации и компании. Ими признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные
0 206 42 563 (663), 0 206 44 563 (663), 0 206 47 563 (663), 0 206 49 563 (663), 0 302 42 733 (833), 0 302 44 733 (833), 0 302 47 733 (833), 0 302 49 733 (833), а также иные аналитические счета расчетов счетов 0 206 00 000, 0 302 00 000 с применением подстатей 563 (663), 733 (833) КОСГУ
Российской Федерацией на основе имущественного взноса. Госкорпорация и госкомпания создаются на основании федерального закона (ст. 7.1, 7.2 Федерального закона № 7‑ФЗ**). Примерами таких организаций являются госкорпорации «Росатом», «Ростех», «Агентство по страхованию вкладов», госкомпания «Российские автомобильные дороги»;
3) публично-правовые компании. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 236‑ФЗ*** публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества. Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или указа Президента РФ. В качестве примера приведем ППК «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства»
Иные нефинансовые организации. К нефинансовым организациям относятся организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ (п. 10.4 Порядка № 209н).
К иным нефинансовым организациям следует относить обычные коммерческие организации – поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Производители товаров (работ, услуг), являющиеся организациями государственного сектора, некоммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, к данному типу контрагентов не относятся. Для них предусмотрена отдельная группировка
0 206 45 564 (664), 0 206 4А 564 (664), 0 302 45 734 (834), 0 302 4А 734 (834).
Стоит отметить, что расчеты с иными нефинансовыми организациями являются наиболее распространенными видами расчетов. Так, при закупке товаров, работ, услуг у коммерческих организаций применяются следующие счета:
Кроме того, для отражения расчетов с коммерческими организациями могут применяться и иные аналитические счета счетов 0 206 00 000, 0 302 00 000, 0 205 00 000, 0 209 00 000 с применением подстатей 564 (664), 734 (834) КОСГУ
Иные финансовые организации. К финансовым организациям в соответствии с п. 10.4 Порядка № 209н относятся:
– банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций;
0 206 43 565 (665), 0 206 48 565 (665), 0 206 27 565 (665), 0 302 43 735 (835), 0 302 48 735 (835), 0 302 27 735 (835), а также иные аналитические счета расчетов счетов 0 206 00 000, 0 302 00 000, 0 205 00 000, 0 209 00 000
– юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования;
– иные финансовые организации.
В качестве иных финансовых организаций следует рассматривать коммерческие кредитные и страховые организации. Финансовые организации государственного сектора к данному типу контрагентов не относятся
с применением подстатей 565 (665), 735 (835) КОСГУ
Некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг. В соответствии с п. 13.6.6, 14.6.6, 15.3.6, 16.3.6 Порядка № 209н (в редакции Приказа № 69н) к данному типу контрагентов относятся некоммерческие организации (за исключением бюджетных, автономных учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний), индивидуальные предприниматели и физические лица – производители товаров (работ, услуг)
0 206 46 566 (666), 0 206 4В 566 (666), 0 302 46 566 (666), 0 302 4В 566 (666).
Кроме того, для отражения расчетов с указанными контрагентами могут быть использованы и иные аналитические счета счетов 0 206 00 000, 0 302 00 000, 0 205 00 000, 0 209 00 000 с применением подстатей 566 (666), 736 (836) КОСГУ
Физические лица. В качестве физических лиц следует учитывать не только персонал учреждений, но и сторонних физических лиц, с которыми произведены расчеты (за исключением лиц, выступающих производителями товаров, работ, услуг)
0 208 xx 567 (667), 0 302 11 737 (837), 0 302 96 737 (837), 0 302 98 737 (837), 0 304 02 737 (837), 0 304 03 737 (837).
Кроме того, для отражения расчетов с физическими лицами могут применяться и иные аналитические счета расчетов (0 205 00 000, 0 209 00 000, 0 302 00 000) с использованием подстатей 567 (667), 737 (837) КОСГУ
Наднациональные организации и правительства иностранных государств. Наднациональные организации – это организации, учрежденные и контролируемые акционерами – суверенными правительствами соответствующих стран. Примерами таких организаций являются Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация Объединенных Наций (ООН)
Для отражения расчетов с указанными контрагентами применяются соответствующие аналитические счета расчетов с использованием подстатей 568 (668), 738 (838) КОСГУ
Нерезиденты. В соответствии с п. 9.5 Порядка № 209 (в редакции Приказа № 69н) к категории нерезидентов следует относить международные организации и иные организации-нерезиденты (за исключением наднациональных организаций и правительств
Для отражения расчетов с указанными контрагентами с 2021 года применяются соответствующие аналитические счета расчетов с использованием подстатей 569 (669), 739 (839) КОСГУ
иностранных государств, международных финансовых организаций).
Поскольку подстатьи КОСГУ, характеризующие данную категорию контрагентов, применяются с 2021 года, возможно, будут приведены дополнительные разъяснения о том, кого нужно относить к нерезидентам
* Приказ Минфина РФ от 13.05.2019 № 69н «О внесении изменений в Приказ Минфина России от 29 ноября 2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (на момент написания статьи находился на регистрации в Минюсте).
** Федеральный закон от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях».
*** Федеральный закон от 03.07.2016 № 236‑ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В заключение отметим, что статус контрагента определяется на дату совершения операции. Для этого следует проанализировать информацию о нем (о его организационно-правовой форме), содержащуюся:
Код кисэ в бухгалтерском учете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. № 18 “О классификации институциональных секторов экономики“
Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктом 12 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение № 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)
Применять международный стандарт «Система национальных счетов 2008 года» в части классификации институциональных секторов экономики согласно приложению.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии | В. Христенко |
Приложение
к Рекомендации
Коллегии Евразийской
экономической комиссии
от 18 августа 2015 г. № 18
Классификация институциональных секторов экономики
2. При составлении КИСЭ использованы следующие документы:
а) СНС-2008, разработанная при участии Всемирного банка, Европейской комиссии, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Организации Объединенных Наций;
б) Модельный статистический классификатор секторов экономики СНГ, разработанный Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств (2014 г.);
в) Классификатор секторов экономики, утвержденный приказом председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 28 декабря 2012 г. № 357.
3. Распространение КИСЭ обеспечивается путем размещения электронной версии документа и сопутствующих справочных материалов на официальном сайте Евразийского экономического союза в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Основанием для внесения изменений или отмены КИСЭ является внесение изменений или отмена СНС-2008.
5. КИСЭ включает в себя классификатор КИСЭ по форме согласно приложению № 1, таблицу альтернативных группировок КИСЭ согласно приложению № 2 и методологические пояснения по отнесению институциональных единиц к секторам экономики согласно приложению № 3.
Понятия и определения, используемые в КИСЭ, следует понимать согласно СНС-2008 с учетом особенностей законодательства государств-членов.
6. Классификатор КИСЭ построен с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.
7. Для идентификации классификационных группировок используется 5-значный цифровой код переменной длины от 1 до 5 знаков, имеющий следующую структуру:
Пример построения кода:
Секция 1 Экономика в целом;
Сектор 1.2 Финансовые корпорации;
Подсектор 1.2.2 Корпорации, принимающие депозиты, кроме национального (центрального) банка;
Группа 1.2.2.1 Государственные корпорации, принимающие депозиты;
8. Альтернативные группировки КИСЭ построены на основе кодов классификатора КИСЭ и предназначены для альтернативного способа группировки некоммерческих организаций и организаций, ориентированных на получение прибыли.
Приложение № 1
к классификации институциональных
секторов экономики
Классификатор
классификации институциональных секторов экономики
Приложение № 2
к классификации институциональных
секторов экономики
Альтернативные группировки классификации институциональных секторов экономики
Приложение № 3
к классификации институциональных
секторов экономики
Методологические пояснения по отнесению институциональных единиц к секторам экономики
I. Экономика в целом
а) нефинансовые корпорации;
б) финансовые корпорации;
в) государственное управление;
г) домашние хозяйства;
д) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
2. Группировка институциональных единиц по секторам осуществляется в соответствии с их функциональным назначением:
производство товаров и услуг;
потребление, удовлетворяющее желания и потребности человека;
накопление в различных формах капитала.
3. Корпорации заняты либо производством, либо накоплением (либо и тем, и другим), но не конечным потреблением. Органы государственного управления заняты производством (но другого типа по сравнению с корпорациями), накоплением и конечным потреблением от имени населения и общества в целом. Все домашние хозяйства осуществляют потребление и могут быть также заняты производством и накоплением. Некоммерческие организации многообразны по своим характеристикам. Поведение некоторых из них аналогично поведению корпораций, другие практически являются частью органов государственного управления, а третьи занимаются видами деятельности, которые аналогичны видам деятельности органов государственного управления, но функционируют независимо от них.
4. Общепринятый подход к разделению секторов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящих Методологических пояснений, на подсекторы основан на критерии контроля и состоит в идентификации тех нефинансовых и финансовых корпораций, которые контролируются правительством, то есть государственных корпораций, и тех, которые контролируются из-за рубежа, то есть корпораций под иностранным контролем. Остальные корпорации являются национальными частными корпорациями.
5. Корпорация является государственной корпорацией, если ее контролирует государственное учреждение, другая государственная корпорация или какое-либо объединение государственных учреждений и государственных корпораций, причем контроль рассматривается как возможность определять общую корпоративную политику корпорации. Выражение «общая корпоративная политика» понимается в широком смысле и означает ключевую финансовую и оперативную политику, относящуюся к стратегическим целям корпорации как рыночного производителя.
7. Некоторые из подсекторов целесообразно (если это возможно и отвечает задачам национальной статистики) детализировать дополнительно, применяя критерий обособления некоммерческих организаций от других единиц сектора, на такие категории, как:
организации, ориентированные на получение прибыли.
Указанные категории единиц могут группироваться в составе перечня классификатора КИСЭ и (или) альтернативных группировок КИСЭ.
8. Сектор «Нефинансовые корпорации» включает в себя все резидентские нефинансовые корпорации. Кроме того, этот сектор включает некоммерческие организации, занятые рыночным производством товаров и услуг (например, больницы, школы или колледжи, которые взимают плату, позволяющую покрывать текущие расходы), или ассоциации предпринимателей, финансирующие свои расходы за счет взносов по подписке от нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий. Роль ассоциаций предпринимателей состоит в том, чтобы продвигать или обслуживать интересы нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий.
9. Для определения подсекторов сектора «Нефинансовые корпорации» используются 2 критерия классификации. Первый критерий касается обособления некоммерческих организаций от других единиц сектора. Единицы, отличные от некоммерческих организаций, могут быть описаны как организации, ориентированные на получение прибыли.
Второй критерий касается контроля, он позволяет идентифицировать:
государственные нефинансовые корпорации;
национальные частные нефинансовые корпорации;
нефинансовые корпорации под иностранным контролем.
10. Сектор «Финансовые корпорации» включает в себя все резидентские корпорации, основная деятельность которых состоит в предоставлении финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества, услуги страхования и услуги пенсионного обеспечения, а также единицы, осуществляющие виды деятельности, которые содействуют финансовому посредничеству. Кроме того, этот сектор включает некоммерческие организации, занятые рыночным производством услуг финансового характера, которые финансируются за счет взносов по подписке от финансовых предприятий и роль которых состоит в продвижении и обслуживании интересов этих предприятий.
11. Подсекторы сектора «Финансовые корпорации» включают в себя:
а) национальный (центральный) банк;
б) корпорации, принимающие депозиты, кроме национального (центрального) банка;
в) фонды денежного рынка;
г) инвестиционные фонды неденежного рынка;
д) других финансовых посредников, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов;
е) вспомогательные финансовые корпорации;
ж) кэптивные финансовые учреждения и ростовщиков;
з) страховые корпорации;
и) пенсионные фонды.
12. Подсектор «Национальный (центральный) банк» включает в себя:
а) национальный (центральный) банк, включая случаи, когда он является частью системы национальных (центральных) банков;
б) валютные советы или независимые валютные органы, осуществляющие эмиссию национальной валюты, которая полностью подкреплена резервами иностранной валюты;
в) центральные денежные агентства, в основном государственного характера (например, агентства, управляющие иностранной валютой или выпускающие банкноты и монеты), которые составляют полный набор счетов, но не рассматриваются как часть центрального правительства.
Органы, осуществляющие надзор и являющиеся отдельными институциональными единицами, относятся не к подсектору национального (центрального) банка, а к подсектору вспомогательных финансовых корпораций.
13. Подсектор «Корпорации, принимающие депозиты, кроме национального (центрального) банка» включает в себя:
а) коммерческие банки, универсальные банки, многоцелевые банки;
б) сберегательные банки (включая попечительные сберегательные банки и сберегательные и ссудные ассоциации);
в) почтовые жироучреждения, почтовые банки, жиробанки;
г) сельские кредитные банки, сельскохозяйственные кредитные банки;
д) кооперативные кредитные банки, кредитные союзы;
е) специализированные банки или другие финансовые корпорации, если они принимают депозиты или выпускают близкие аналоги депозитов.
14. Подсектор «Фонды денежного рынка» включает в себя коллективные инвестиционные программы, которые аккумулируют средства путем продажи акций или паев населению. Полученные средства инвестируются главным образом в инструменты денежного рынка, акции или паи фондов денежного рынка, переводимые долговые инструменты с оставшимися сроками погашения не более одного года, банковские депозиты и инструменты, которые имеют целью получить норму дохода, близкую к процентной ставке инструментов денежного рынка. Ввиду особого характера инструментов денежного рынка их акции или паи могут рассматриваться как близкие аналоги депозитов. Акции и паи фондов денежного рынка могут быть переданы с помощью чеков или прямых платежей третьей стороне.
15. Подсектор «Инвестиционные фонды неденежного рынка» включает в себя коллективные инвестиционные программы, которые привлекают средства населения путем выпуска акций или паев. Полученные средства инвестируются главным образом в финансовые активы, кроме краткосрочных активов, и нефинансовые активы (обычно в недвижимость). Акции или паи инвестиционного фонда обычно не являются близкими аналогами депозитов. Они не могут передаваться с помощью чеков или прямых платежей третьим лицам.
16. Подсектор «Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов» включает в себя:
а) финансовые корпорации, занимающиеся трансформацией активов в ценные бумаги;
б) дилеров, занимающихся ценными бумагами и производными финансовыми активами (функционирующие за свой счет);
в) финансовые корпорации, занимающиеся кредитованием, включая финансовые ассоциации предприятий розничной торговли, которые могут нести ответственность за финансовый лизинг и за личные или коммерческие финансы;
г) центральные клиринговые организации партнеров, обеспечивающие клиринг и урегулирование расчетов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. Клиринг относится к идентификации обязательств обеих сторон, тогда как урегулирование расчетов представляет собой обмен ценных бумаг или производных финансовых инструментов на соответствующий платеж. Центральные клиринговые организации партнеров участвуют в операции и уменьшают риск партнера;
д) специализированные финансовые корпорации, предоставляющие:
краткосрочное финансирование для слияний и поглощений корпораций;
финансирование экспорта и импорта;
венчурный капитал и капитал для развития.
17. Подсектор «Вспомогательные финансовые корпорации» включает в себя:
а) страховых брокеров, оценщиков ущерба и требований (независимо от того, наняты ли они страховой компанией либо являются независимыми оценщиками или государственными оценщиками, нанятыми держателем полиса), консультантов по вопросам страхования и пенсионного обеспечения;
б) брокеров по операциям с ссудами и ценными бумагами, консультантов по вопросам инвестирования и т. д.;
в) корпорации, размещающие займы и управляющие выпуском ценных бумаг;
г) корпорации, основной функцией которых является гарантирование путем индоссамента векселей или аналогичных инструментов;
д) корпорации, занимающиеся такими производными финансовыми инструментами и инструментами хеджирования, как свопы, опционы и фьючерсы (без выпуска);
е) корпорации, обеспечивающие инфраструктуру финансовых рынков;
ж) управляющих пенсионными фондами, взаимными фондами (но не фонды, которыми они управляют) и т. д.;
з) корпорации, предоставляющие услуги фондовой биржи и биржи страхования;
и) бюро обмена иностранной валюты;
к) некоммерческие организации, признанные как независимые юридические лица, обслуживающие финансовые корпорации;
л) головные офисы финансовых корпораций, которые в основном занимаются контролем финансовых корпораций или групп финансовых корпораций, но сами не осуществляют операции финансовых корпораций;
м) центральные контролирующие органы финансовых посредников и финансовых рынков, если они являются отдельными институциональными единицами.
18. Подсектор «Кэптивные финансовые учреждения и ростовщики» включает в себя:
а) единицы, являющиеся юридическими лицами (трасты и др.);
б) холдинговые корпорации, являющиеся только владельцами активов (владея контрольным пакетом акционерного капитала) группы дочерних корпораций, основным видом деятельности которых является владение группой единиц без предоставления каких-либо других услуг предприятиям, держателями акционерного капитала которых они являются, то есть они не руководят и не управляют другими единицами;
в) единицы специального назначения или каналы передачи средств, являющиеся институциональными единицами и привлекающие средства на открытых рынках для того, чтобы они были использованы материнской корпорацией;
г) единицы, предоставляющие финансовые услуги, используя исключительно собственные средства или средства, предоставленные спонсором широкому кругу клиентов, и принимающие финансовый риск дефолта должников. К ним относятся:
корпорации, занятые кредитованием (например, предоставлением ссуд студентам, ссуд на экспортно-импортные операции) из средств, полученных от спонсора, например, от органа государственного управления или некоммерческой организации;
ломбарды, которые заняты преимущественно кредитованием.
19. Подсектор «Страховые корпорации» включает в себя корпорированные единицы, взаимные фонды и другие единицы, основная функция которых состоит в предоставлении услуг по страхованию жизни, страхованию от несчастных случаев, болезни, пожаров или по другим формам страхования отдельным институциональным единицам или группам единиц или услуг перестрахования другим страховым корпорациям.
20. Подсектор «Пенсионные фонды» включает в себя только те фонды пенсионного социального страхования, которые являются институциональными единицами, отдельными от единиц, которые их создают. Государственный пенсионный фонд относится к сектору «Государственное управление», хотя и выполняет финансовые операции.
21. Сектор «Государственное управление» включает в себя следующие группы резидентских институциональных единиц:
все единицы центральных, региональных или местных органов государственного управления;
все нерыночные некоммерческие организации, которые контролируются органами государственного управления.
Сектор «Государственное управление» не включает в себя государственные корпорации, ориентированные на получение прибыли, даже если весь акционерный капитал таких корпораций принадлежит органам государственного управления, а также квазикорпорации, которые являются собственностью органов государственного управления и контролируются ими.
23. Следует различать понятия «сектор «Государственное управление» и «государственный сектор». Государственный сектор не является институциональным сектором и включает в себя сектор государственного управления, государственные нефинансовые корпорации и государственные финансовые корпорации.
24. Разделение сектора «Государственное управление» на подсекторы обеспечивает возможность 2 методами идентифицировать некоммерческие организации и фонды социального обеспечения для каждого уровня государственного управления: центральных, региональных и местных органов управления.
25. Первый метод выделения подсекторов сектора «Государственное управление» позволяет получить следующие подсекторы:
а) центральные органы управления (центральное правительство);
б) региональные органы управления;
в) местные органы управления;
г) фонды государственного социального обеспечения.
26. Все фонды социального обеспечения классифицируются вместе в качестве подсектора «Фонды государственного социального обеспечения», в котором предусмотрена группировка по уровням государственного управления.
27. Подсектор «Фонды государственного социального обеспечения» включает в себя фонды социального обеспечения, функционирующие на всех уровнях государственного управления.
28. К фондам социального обеспечения относятся государственные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социальной защиты населения, социальный фонд и т. д.
29. Некоммерческие организации показаны как категория, выделенная «в том числе» для сектора «Государственное управление» в целом или отдельно для центральных, региональных и местных органов управления. При этом понимается, что каждый подсектор, указанный в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 25 настоящих Методологических пояснений, включает некоммерческие организации, но не включает фонды социального обеспечения на каждом уровне государственного управления.
30. Второй метод выделения подсекторов сектора «Государственное управление» позволяет получить следующие подсекторы:
а) центральные органы управления;
б) региональные органы управления;
в) местные органы управления.
При этом понимается, что каждый из указанных в данном пункте подсекторов включает некоммерческие организации и фонды социального обеспечения на каждом уровне государственного управления.
31. При любом методе выделения подсекторов сектора «Государственное управление» некоммерческие организации должны быть выделены как категория «в том числе» для каждого уровня государственного управления.
32. Выбор между двумя методами выделения подсекторов сектора «Государственное управление» зависит главным образом от размера или важности фондов социального обеспечения в данном государстве-члене и от того, каким образом они управляются.
33. В классификаторе КИСЭ представлен первый метод выделения подсекторов сектора «Государственное управление», при котором каждый из подсекторов включает некоммерческие организации, но не включает фонды социального обеспечения.
34. В некоторых государствах-членах могут не существовать промежуточные уровни государственного управления между центральными и местными органами управления, и в этом случае подсектор «Региональные органы управления» не выделяется. В других государствах-членах может быть больше двух уровней государственного управления ниже уровня центральных органов управления. В этом случае нижние уровни должны быть включены в региональные или местные органы управления в соответствии с характером их функций.
35. Сектор «Домашние хозяйства» включает в себя домашние хозяйства, которые могут быть отнесены к подсекторам в соответствии с характером наиболее значительного источника их дохода. Для этой цели следует выделить следующие типы дохода домашних хозяйств:
а) доходы, поступающие собственникам некорпорированных предприятий домашних хозяйств с оплачиваемыми работниками (смешанный доход работодателей);
б) доходы, поступающие собственникам некорпорированных предприятий домашних хозяйств без оплачиваемых работников (смешанный доход самостоятельно занятых лиц);
в) оплата труда лиц, работающих по найму;
г) доходы от собственности и трансферты.
36. Домашние хозяйства относятся к подсекторам в соответствии с тем, какая из категорий доходов, указанных в пункте 35 настоящих Методологических пояснений, является наибольшей для домашнего хозяйства в целом, даже если она не всегда составляет более половины всего дохода домашнего хозяйства. Если домашнее хозяйство получает более одного дохода данной категории (например, потому что более одного члена домашнего хозяйства получают оплату труда или потому что получено более одного вида дохода от собственности или трансфертов), классификация должна основываться на общем доходе домашнего хозяйства в пределах каждой категории.
37. Подсекторы сектора «Домашние хозяйства» определяются следующим образом:
б) самостоятельно занятые лица;
в) лица, работающие по найму;
г) получатели доходов от собственности и трансфертов.
38. Подсектор «Получатели доходов от собственности и трансфертов», включающий в себя домашние хозяйства, у которых доходы от собственности и трансферты составляют наиболее значительный источник доходов, представляет собой разнородную группу, которую рекомендуется разделить, если это возможно, на три подсектора:
а) получатели доходов от собственности;
б) получатели пенсий;
в) получатели других трансфертных доходов.
39. Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» состоит из нерыночных некоммерческих организаций, которые не контролируются органами государственного управления. Они предоставляют товары и услуги домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначимым ценам. Большая часть этих товаров и услуг представляет собой индивидуальное потребление, но некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, могут предоставлять и коллективные услуги.
II. Остальной мир
40. Секция «Остальной мир» охватывает все нерезидентские институциональные единицы, которые участвуют в операциях с резидентскими единицами или имеют другие экономические связи с резидентскими единицами данного государства-члена. Счета или таблицы для остального мира содержат записи только об операциях между резидентами и нерезидентами или о других экономических отношениях, таких как требования резидентов к нерезидентам и наоборот. Остальной мир включает некоторые институциональные единицы, которые могут физически располагаться на географической территории данного государства-члена, например, такие иностранные анклавы, как посольства, консульства или военные базы, а также международные организации.
Обзор документа
Коллегия Евразийской экономической комиссии рекомендует применять международный стандарт «Система национальных счетов 2008 года» в части классификации институциональных секторов экономики (приводится).
Подготовлены методологические пояснения по отнесению институциональных единиц к секторам экономики.