Население: 15,900 тыс. чел. (2013) Часовой пояс: UTC+3 Телефонный код: +3751717 Почтовый индекс: 222660 Ближайший аэропорт: Минск
Районный центр Столбцы располагается у западной границы Минской области, в 65 километрах от Минска по автомагистрали М1 (Минск — Брест). Находится на пересечении автомобильных дорог сообщением Першаи — Ивенец — Несвиж, Столбцы — Мир, Столбцы — Ивацевичи — Кобрин. Станция Столбцы действует на железнодорожной ветке международного значения Минск — Брест — Бяла-Подляска. Город занимает правый берег мелководной реки Неман.
Столбцы — родина белорусского народного поэта Якуба Коласа. В юго-восточной части города открыт музей-усадьба дома Коласа Окинчицы.
Город известен с начала 16-го столетия как частное владение монаршего рода Радзивилов. Полноводный Неман в то время был судоходной торговой магистралью из Украины, России в Пруссию и дальше на запад, а город Столбцы — транзитной точкой перегрузки товаров на речные суда. На территории города работала речная пристань и более десятка товарных складов. Близ пристани находилась Рыночная площадь, каменные дома ремесленников и многочисленные магазины. В начале 1729-го года Столбцы получают привилегию Магдебургского права (отменена уже через 50 лет после присоединения города к Российской империи) и переходит во владение к графам Чарторыйским. Графской инициативой в городе строится церковь и здание городской ратуши. После прокладки железной дороги в конце 19-го века судоходство Немана приходит в упадок как более затратный вид перевозки, в сравнении с доставкой товара железнодорожными составами. Торговля переходит на «новые рельсы». В Столбцах открывается спичечная фабрика, смолокуренный завод и лесопилка. «Живым» свидетелем безбедных годов 19-го столетия в Стобцах сейчас остается церковь святой Анны с отдельностоящей колокольней и парадной брамой. Построена в 1825 году как католический костёл, но позже отдана православной епархии.
В начале 20-го века были окончательно разрушены доминиканский монастырь с костёлом, заложенные еще первым столбцовским землевладельцем Слушке в 1623-м году.
Исторический интерес так же имеют здание железнодорожной станции (начало 20-го века), старая синагога (до 1880-х годов), почтовое отделение 1930-го года и, упомянутая ранее, усадьба-музей Якуба Коласа.
Столбцы Вольная энциклопедия Поездом, автобусом, велосипедом, пешком. Cо смартфоном Redmi Note. Город. Центр района Столбцовский район | Минская область | Беларусь В зоне действия 4G от A1
Рекламный блок – вечное размещение. Покупаешь один раз навсегда!
– в статье о деревне 100 BYN – в статье о ПГТ, рабочем поселке – 250 BYN – в статье о райцентре – 500 BYN – в статье об областном центре – 2500 BYN – в статье о Минске – 5000 BYN
Возможность менять содержимое блока. Контакт: @blisch
Я люблю смотреть на настоящие города: не триста погонных метров центральной улицы перед исполкомом, а то, как живут простые люди. Районы многоэтажной застройки, дворы и подворотни, частный сектор, улицы и переулки. Столбцы в этом плане порадовали глаз: на окраине есть даже некое подобие ансамблевой застройки, а в центре несколько межвоенок. Добро пожаловать в Столбцы – и да поможет вам бог.
Сколько раз я был в Столбцах проездом по железной дороге, а никогда не думал о том, что в городе действует островной вокзал. Не то чтобы островной вокзал большая редкость, но все же такой тип станции встречается на порядок реже.
Так как Столбцы находятся во втором поясе райцентров от Минска, то маятниковая миграция – утром на работу в столицу, вечером домой на малую родину – здесь должна быть выражена не так сильно. И правда: даже такт местных маршруток в Минск куда более редкий по сравнению с Дзержинском. Впрочем, каждые полчаса уехать можно, а ведь есть еще электрички.
Мой поезд ушуршал в Барановичи:
Город разместился по обе стороны железки, но большая его часть лежит к северу от нее. Железку Столбцы перемахнули, а вот Неман – нет. На западе граница жилой застройки проходит ровно по набережной. Впрочем, туда я не пошел, потому что там частный сектор и река во льдах.
Пешеходный мост в город:
На мост можно не подниматься, так как любезные железнодорожники оставили открытым ворота и служебный проход по земле.
Из прохода трудящиеся попадают ни много, ни мало на улицу Социалистическую:
Минуя пару фактурных подворотен – на Титова:
С Титова нужно свернуть на Дзержинского. Зачем? Да чтобы посмотреть спальный район, конечно! Но сначала нужно пройти мимо райбольницы:
У больницы высажен целый отряд кислотных снеговиков с “Алиэкспресса”:
Местный бизнес подсуетился и воткнул напротив главного корпуса магазин:
От больницы открывается вид на единственный в Столбцах массив плотной застройки. Единственный, но ни разу не маленький: по площади он сопоставим с родной Ангарской-4, хотя в целом этажность здесь, конечно, меньше.
Кадр в сторону новостроек по улице Мира:
Местный физкультурно-оздоровительный комплекс и бассейн:
Древняя белорусская традиция: строить районы так, чтобы они своим голым видом вызывали суицидальные мысли.
Непонятно, что мешает высадить хоть какие-то деревья. Мотолько на них нет!
Здесь я свернул в старую часть квартала. Красиво:
Взгляд упал на Нехорошую Квартиру на четвертом этаже. Очевидно, жилье заброшено… но не отапливать его нельзя, иначе будут проблемы с конструкциями здания. Тем не менее форточки распахнуты, а рамы рассохлись так, что трещины в них видны невооруженным взглядом с земли.
Безумная конструкция в месте сгиба здания:
Видно, что на красоте жестко экономили, поэтому кабанчик и красный дорогой кирпич положены только на небольшом участке фасада:
Школа того же проекта, как и моя родная 173-я на Герасименко:
Так дворами я вышел на главную улицу спального района – Центральную. Вышел и испытал огромное удивление: не самому развитому райцентру построили улицу-ансамбль с четко выраженной ритмикой. Улица имеет вид настоящего проспекта, а ведь в кадре – Столбцы.
За торжественность и красоту отвечают брутальные обрешетки подъездов. Никогда не видел такие.
Обрешетка маскирует вход в подъезд и техническое помещение. Кроме того, на площадку внутри короба есть доступ с курительными или иными рекреационными целями. Как это обычно бывает, кто-то площадку себе присвоил, развесив там белье и забросив до лучших времен лыжи “Телеханы”.
В глубине квартал, конечно, сильно проще. Обычные облезлые хрущи как в тысяче других городов (но от этого не менее прекрасные!).
Но относительно аккуратно. Или эффект свежего снега?
Улицами Энгельса и Калинина я шел к главной городской улице – Ленинской. Очевидно, это наиболее старый кластер спального района. Этажность в нем снизилась до 2-3, дома все больше стали напоминать бараки. На главной улице – подкрашенные бараки.
Ленинская и сквер на ней:
Главная улица Столбцов представляет из себя весьма унылый частный сектор, изредка разбавленный каменными строениями. Виды примерно такие:
Как редкие зубы торчат то тут, то там дома столетней давности и менее почтенного возраста. Похоже, дореволюционка:
Или вот исполком, вдруг посаженный не на главной площади, а просто на перекрестке двух дорог. У него один корпус построен уже при советах, а второй явно приспособлен из какого-то дворца. Честно говоря, лень лопатить судьбу здания в интернете.
Отдел образования, спорта и туризма!
Столбцы пусть и всего на 200 лет, но старше Нью-Йорка. Приятно.
В этом комплексе гостиница, вероятно, частная. Сам комплекс, похоже, польских времен, хотя за агрокрасотой уже и не видно той архитектуры.
Ну, тут любой догадается: дворец культуры.
Милейший домик, дающий представление о когдатошней рядовой застройке:
Еще один старикашка. В 1922-м году здесь была молодая Польша II.
По пути к центральной площади мне попался местный городской автобус. Вы должны знать, что в Столбцах принята абсолютно чумовая нумерация городского и пригородного транспорта: внутренние маршруты имеют вид 1*** (их два), а внешние 2***. Зачем? Просто потому, что могут.
На центральной площади особое место занимает кинотеатр “Беларусь”. Архитектура в духе функционального кубизма – как тебе такое, Заха Хадид?
Сама же площадь вообще не торжественна. Это просто квадрат, вокруг которого налеплено все, что осталось в Столбцах из прошлой эпохи. Без какой-либо концепции, чисто абы было. Некоторые зданьица симпатичные, некоторые ничего особенного.
Хорошо, что Ленин стоит не просто так, а с целой функцией. Его рука указывает ровно на остановку, с которой уходит маршрутка в Минск.