код города билибино чукотка
«Мой Город»
Билибино
(Чукотский автономный округ)
Карта
Билибино. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Черский (Республика Саха (Якутия)) | 223 () | З |
2 | Певек | 240 () | СВ |
Краткая характеристика
Город расположен при слиянии рек Каральвеем и Большой Кепервеем (бассейн Колымы), в 653 км к северо-западу от Анадыря.
Территория (кв. км): 22
Исторический очерк
Строительство посёлка началось в 1955 в связи с открытием в долине р. Каральвеем месторождения россыпного золота. Назван в честь геолога-первооткрывателя «Золотой Колымы» Ю.А. Билибина (1901-52).
Показатели муниципального образования
Экономика
Добыча золота (прииск имени Билибина, рудник «Каральвеем», старательные артели). Горно-обогатительный комбинат. Горно-геологические предприятия, завод стройматериалов, мясо-молочный комбинат и другие предприятия.
В Билибинском районе развито оленеводство, разводят крупный рогатый скот, свиней, птицу. В теплицах выращивают овощи. Охота и пушной промысел.
Месторождения россыпного и рудного золота, меди, вулканического туфа и стройматериалов (щебень, гравий, глина, керамзит).
Билибино
Содержание
География
Город расположен при впадении реки Каральвеем в реку Большой Кепервеем (бассейн Колымы) с левой стороны, в 653 км от Анадыря.
История
В 1955 году в долине реки Каральваам геологами было обнаружено первое россыпное золото в промышленной концентрации. Началось строительство базы золотодобытчиков Каральваам (с чукот. «караль» — загон для оленей, «ваам»/«веем» — река). Так как основная часть геологов прибыла из Сеймчана, первую улицу строящегося посёлка назвали Сеймчанская.
10 февраля 1956 года решением исполкома Восточно-Тундровского района местечко Каральваам было переименовано в Билибино, в честь первооткрывателя «Золотой Колымы» — геолога Юрия Билибина.
2 августа 1961 года центр района Восточной Тундры был перенесен из села Анюйск в поселок Билибино, и Восточно-Тундровский район был переименован в Билибинский.
Демография
Численность населения
1959 [4] | 1970 [5] | 1979 [6] | 1989 [7] | 2002 [8] | 2010 |
---|---|---|---|---|---|
635 | 10 693 | 12 711 | 15 558 | 6181 | 5504 |
Экономика
Промышленность
В прошлом в городе базировалось одно из крупнейших золотодобывающих предприятий СССР — Билибинский горно-обогатительный комбинат, а также Анюйская геолого-поисковая экспедиция. Ныне предприятия не работают, заброшены и разграблены. Добыча россыпного золота в районе Билибино осуществляется небольшими старательскими артелями. В 20 км от Билибино разрабатывается крупное коренное месторождение золота (рудник «Каральвеем»).
Энергетика
Рядом с городом расположена Билибинская АЭС общей электрической мощностью 48 МВт, обеспечивающая город электрической и тепловой энергией. Первый блок с реакторной установкой ЭГП-6 был выведен на энергетический уровень мощности 12 января 1974 г. Билибинская АЭС — единственная в зоне вечной мерзлоты атомная электростанция. Является филиалом «Концерна Росэнергоатом».
Поскольку население города с 1989 по 2011 год сократилось почти в три раза, с 15,6 до 5,5 тыс. жителей, нагрузка на АЭС снижена. В 2011 году принято решение о закрытии станции к 2016 году, идёт её консервация. В поселке строится Базовый склад топлива, который должен будет снабжать котельные топливом для обогрева зданий.
Сельское хозяйство
Действует тепличное хозяйство — муниципальное унитарное предприятие «Овощная фабрика „Росинка“», состоящее из 8 корпусов общей площадью 12 кв. км. За сезон предприятие выращивает до 60 тонн овощной продукции, изготавливает и реализует до 30 наименований овощных консервов.
Мясо-молочный пищевой комбинат.
Образование и социальная инфраструктура
Транспорт
Автодороги
Билибино соединено с посёлками района, приисками и городом Певеком многочисленными грунтовыми дорогами и зимниками. Построена широкая галечно-грунтовая трасса, соединяющая районный центр с морским портом на реке Колыме — Зелёным Мысом, откуда ведется основное снабжение города всем необходимым.
Авиация
Воздушное сообщение с городом осуществляется посредством аэропорта «Кепервеем», расположенного в одноимённом селе, куда проложена 36-километровая круглогодичная автодорога с твёрдым покрытием.
Религия
В 2004 году в дни празднования столетия канонизации преподобного Серафима Саровского на Алискеровской сопке воздвигнут Поклонный Крест.
Достопримечательности
СМИ и связь
Мобильная связь представлена операторами сотовой связи — «МегаФон» и «Билайн». С 2012 года действует МТС 3G.
Климат
Климат Билибино | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | |
Абсолютный максимум, °C | 0 | 3 | 1,8 | 8,3 | 23,2 | 32 | 35,1 | 29,9 | 21 | 8 | 3,2 | 1,9 | |
Средний максимум, °C | −27,6 | −26,8 | −17,5 | −6,8 | 5,9 | 16 | 16,8 | 13,9 | 5,6 | −8 | −22,3 | −27,5 | |
Средний минимум, °C | −32,2 | −32,7 | −28,7 | −18,5 | −3,2 | 5,2 | 6,7 | 3,4 | −1,8 | −14,4 | −27,3 | −32,4 | |
Абсолютный минимум, °C | −58 | −54 | −50,3 | ? | −23,5 | −5,4 | −2,3 | −8,2 | −15 | −37 | −47 | −52 | |
Источник: meoweather |
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Среднегод. количество дней со снегопадами | 25 | 19 | 14 | 10 | 7 | 1 | 0 | 0 | 9 | 20 | 18 | 21 |
Среднегод. количество дней с туманами | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Примечания
Топографические карты
Ссылки
Города-спутники АЭС бывшего СССР
Смотреть что такое «Билибино» в других словарях:
БИЛИБИНО — город (с 1993) в Российской Федерации, Чукотский а. о., при слиянии рр. Каральвеем и Б. Капервеем. 13,3 тыс. жителей (1993). Добыча золота, производство стройматериалов, пищевые предприятия. АЭС. Назван по имени Ю. А. Билибина … Большой Энциклопедический словарь
БИЛИБИНО — БИЛИБИНО, город (с 1993) в Чукотском автономном округе, расположен при слиянии рек Каральвеем и Большой Кепервеем (бассейн Колымы). 8,6тыс. жителей (1998). Добыча золота, производство стройматериалов, пищевая промышленность. АЭС. Назван по имени… … Русская история
Билибино — город, р.ц., Чукотка. Основан в начале 1950 х гг., с 1993 г. город. Назван в честь геолога Ю. А. Би либина (1901 1952), одного из первооткрывателей золотоносных р нов на С. В. России. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ.… … Географическая энциклопедия
Билибино — город (с 1993) в России, Чукотский автономный округ, при слиянии рр. Каральвеем и Большой Кепервеем. 8,6 тыс. жителей (1998). Добыча золота, производство стройматериалов, пищевые предприятия. АТЭЦ. Назван по им. Ю. А. Билибина. * * * БИЛИБИНО… … Энциклопедический словарь
Билибино — Билибино. Билибинская АТЭЦ. Билибино, город в Чукотском автономном округе, центр Билибинского района, в 653 км к северо западу от Анадыря. Расположен при слиянии рр. Каральвеем и Большой Кепервеем (бассейн Колымы). Аэропорт Кепервеем. Население 9 … Словарь «География России»
Билибино — посёлок городского типа, центр Билибинского района Чукотского национального округа Магаданской области РСФСР. Расположен на р. Б. Кепервеем (бассейн Колымы). 10,5 тыс. жителей (1968). Добыча золота. Заводы: ремонтно механический и… … Большая советская энциклопедия
Билибино — город, р.ц., Чукотка. Основан в начале 1950 х гг., с 1993 г. город. Назван в честь геолога Ю. А. Би либина (1901 1952), одного из первооткрывателей золотоносных р нов на С. В. России … Топонимический словарь
Билибино — город, р.ц., Чукотский АО. Основан в начале 1950 х гг., с 1993 г. город. Назван в честь геолога Ю.А. Билибина (1901 1952), одного из первооткрывателей золотоносных районов на Северо Востоке России … Географические названия Дальнего Востока России
Билибино (значения) — Билибино: Билибино город в Билибинском районе Чукотского автономного округа; Билибино деревня в Вологодском районе Вологодской области. Билибино железный метеорит весом около тонны … Википедия
Билибино (Вологодская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Билибино (значения). Деревня Билибино Страна РоссияРоссия … Википедия
Билибино — уникальный атомный город в Арктике. Появится ли еще один город — призрак?
Сегодня немного расскажу еще об одном городе в Арктике, на самом востоке страны, который уникален не только тем, что в 1955 году на реке Каральваам нашли большие запасы золота, но и тем, что почти 20 лет спустя здесь была построена и запущена самая северная в мире атомная электростанция.
Как уже наверное, догадались, что речь пойдет о городе Билибино на Чукотке.
Город, который правильнее относить к Колыме, чем к Чукотке. Город атомщиков, золотодобытчиков, город, где вместо голой тундры растут деревья — большая редкость для Арктической Чукотки.
Билибино — второй из трех городов по численности в Чукотском Автономном округе, помимо Анадыря и Певека, с населением чуть более 5 тысяч человек.
Между прочим, город окружен деревьями, словно находишься не на Чукотке, а в Якутии. Лиственницы в прилегающей к городу тайге контрастируют с пейзажами остальной территории Чукотки, которая преимущественно состоит из тундры и лысых горных хребтов.
Как и у многих населенных пунктов на Чукотке, его пик расцвета пришелся на конец 80-х годов XX века. Тогда население Билибино достигало почти 16 тысяч человек и при этом он не имел статуса города.
Этот статус он приобрел только в 1993 году, но к тому моменту население уже сократилось почти в 1,5 раза до 9 тысяч человек.
В начале 1960-х был образован Билибинский горно-обогатительный комбинат (БГОК), который являлся одним из крупнейших ГОК в СССР.
Добыча золота росла рекордными темпами и для производственного кластера требовалось много электроэнергии. Мощностей дизельной электростанции стало не хватать и была проложена ЛЭП из Певека от Чаунской ТЭЦ.
И в 1965 году принимается беспрецедентное решение о строительстве самой северной в мире атомной электростанции на 48Мвт.
Энергоблоки станции были последовательно запущены в 1974 — 1976 годах.
Уникальность Билибинской АЭС не только в её самом северном расположении в мире, но и в том, что она работает в изолированной Билибинской энергосистеме, не связанная с остальной энергосистемой страны и Чукотки.
После окончательного закрытия БГОК, АЭС постепенно стала градообразующим предприятием.
Сейчас на АЭС работают около 700 человек и 5 тысячного населения города.
После череды банкротства золотодобывающих предприятий в начале 1990-х годов, избыточные мощности АЭС стали не нужны.
И к концу 2000-х годов загрузка мощностей АЭС составляла уже не более 35%.
Тогда же встал серьезный вопрос о дальнейшей судьбе уникальной АЭС. И решен он был не в пользу градообразующего предприятия. Власти приняли решение закрыть АЭС в 2019-2021 году. Но город без тепла и электричества оставить нельзя, поэтому планируется постепенное замещение мощностей Билибинской АЭС мощностями новой плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТС). Ввод ПАТС в эксплуатацию планируется в 2019 году после транспортировки в Певек и заправкой её ядерным топливом.
Для нас Билибино был первым населенным пунктом на Чукотке, после того как мы покинули Черский и автозимник «Арктика».
Несмотря на предстоящее закрытие градообразующего предприятия, город живет и довольно оптимистично смотрит в будущее. По улицам мелькают многочисленные такси, кофейня, супермаркеты, салоны — красоты, автомагазины, бассейн и многое другое.
Говорят, что еще 5-7 лет назад, Билибино считался самым дорогим городом в России именно по причине трудностей с логистикой. Но в 2016 году по уровню цен он уже ничем почти не отличался от столичного Анадыря, так что одну из своих уникальных особенностей город потерял.
А с закрытием АЭС, когда без работы останутся 700 человек трудоспособного населения города — потеряет и вторую уникальную особенность.
В остальном же город мало, чем отличается от других населенных пунктов Чукотки — такие же раскрашенные дома, бетонные плиты на улицах вместо асфальта, повсеместные японские иномарки и какое-то несколько иное отношение между людьми. Оно отличается от остальной части Чукотки. Единственное место на Чукотке, где нам было непросто достать топливо в обход АЗС, люди довольно настороженно относились к приезжим с «большой земли».
И если говорить про еще один важный нюанс — погоду, то в Билибино были самые комфортные погодные условия на Чукотке. Крепкий якутский мороз и отсутствие ветра вместе с низкой влажностью. Таких условий мы больше не встречали на всем нашем дальнейшем путешествии по Чукотке.
И все — же, что же ждет этот маленький город в Арктике на востоке страны после закрытия градообразующего предприятия?
Чиновники успокаивают, что закрытие АЭС будет происходить не менее десяти лет с 2019 году, и за это время в городе будет построена промышленная база золотодобывающего сектора для месторождений Песчанка, да и к тому моменту будет построена федеральная трасса Магадан — Омолон — Билибино — Анадырь, которая свяжет Чукотку с остальной Россией.
Но честно говоря, в это верится с огромным трудом. Трассу на Чукотку уже строят более 5 лет и построено всего несколько десятков километров от Омсукчана в сторону Омолона. А необходимо построить более 2500 км.
Поэтому, после закрытия АЭС, большая часть трудоспособного населения, скорее всего покинет Билибино, а в городе останутся только жители, работающие на руднике «Каральвеем». Иного на Чукотке нам наблюдать не приходилось. Всё направлено на ликвидацию постоянных поселков и работу вахтовым методом, так выгоднее — не надо строить и поддерживать инфраструктуру.
Я хотел бы ошибаться в случае с Билибино, но время покажет…
Надеюсь, статья была Вам интересна и полезна.
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях. Спасибо.
Краткое пособие для тех, кто собрался на Чукотку
На Чукотке нет времени. Его ни то чтобы нет вообще, оно есть, но измеряется не в часах и минутах, а в днях пути, промежутках между питанием, совершенными делами и еще бог весть в чём. Чем интереснее путешествие, чем больше вы хотите увидеть достопримечательностей и диких животных, тем больше вам понадобиться «классического механического времени». Простая и вместе с тем чрезвычайно сложная для человека » с материка» аксиома. К примеру, чтобы добраться до районного центра из Анадыря может понадобиться больше недели, и уж не известно сколько нужно времени, чтобы потом из районного центра добраться до какого-нибудь национального села. Однажды, в одном из райцентров я ждал самолёт неделю, не дождался и уехал на теплоходе. А самолёт в окружной центр вылетел только на 11-й день. Бороться со временем не возможно, надо учиться ждать.
Реплика из жизни чукотских туристов: «Что? Это было позавчера? А я думал неделю назад».
Главным действующим «лицом» на Чукотке является погода. Это она решает поедите вы, или будите проклинать сервис и безделье в аэропорту или гостинице. Чукотская погода, очень капризная девушка. Может меняться по несколько раз на дню.
Восточная Чукотка (Провиденский Чукотский, Иультинский районы). Непогода на востоке Чукотки большей частью связанна с туманами и облачностью, при которой авиация не летает. В этом случае путешествие на теплоходе, единственный выход своевременно попасть туда или оттуда.
Анадырь. Анадырь не самое морозное и не самое ветреное место на Чукотке, но когда эти факторы соединяются даже в своих средних показателях становится очень мерзко. Зимой почти всегда ветер 5-10 м/с и температура (-25-35 градусов).Летом (июль-август) средняя температура 15 градусов, но всё равно ветрено 5-7 м/с.
Реплика из жизни чукотских туристов:
— Почему мы не летим?
— Погода в пункте прибытия плохая. Туман.
— А сколько до него?
— 230 км.
— Такого быть не может. У нас ведь солнце светит, жара. Ты наверное что то не договариваешь.
В целом, современным путешественникам, туристам и просто людям посещающим Чукотку с погодой очень повезло. 25-30 лет назад, Чукотка была значительно «суровее». Пурги сильнее, зимы снежнее, морозы крепче, лето холоднее. Есть плюсы от глобального потепления.
Из личного опыта: В один год в середине июня, после того как растаял снег, в Провидения пошёл дождь. В сентябре он прекратился и пошёл снег.
Право на оформление турпутевок имеют туроператоры зарегистрированные в Чукотском АО.
Регуялрное пассажирское сообщение чукотки с материком существует исключительно в виде авиасообщений.
Прилететь на Чукотку «из вне» можно в 3 аэропорта:
1) В Анадырь. Из Москвы, летом четыре раза, зимой два раза в неделю. Это самое распространённое направление для прилёта на Чукотку. Проблем с авиабилетами из Москвы практически никогда не бывает. Тем более, если заказывать их заранее. Проблема в цене. Цены на билет от 25-50 тысяч рублей в эконом-классе. В среднем, в летний период билеты стоят 35-40 тысяч рублей.
Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты местной авиалинии «ЧукотАвиа». Это стратегическое транспортное преимущество Анадыря перед остальными «авиаворотами» Чукотки.
2) В Певек. Два раза в неделю из Москвы. На этом направлении уже могут возникнуть проблемы с билетами. Цена билета в один конец 35-50 тысяч рублей. Из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолеты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь.
3) В Билибино. 2-3 раза в неделю из Магадана. Летают среднемагистральные АН-24. Цена билета в районе 30 тысяч. Из Билибино, по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, а самолётом в Анадырь (один раз в 2 недели).
Также можно зафрахтовать вертолёт. Здесь богатому фрахтовщику уже предлагается на выбор 2 компании: «Чукотавиа» ( более 200.000 руб. полётный час) и «Билибиноавиа» (цена процентов на 10-15 ниже чем у «ЧукотАвиа»). Правда у второй компании, находящейся в Билибино, радиус авиапокрытия меньше (не экономично билибинцам работать по восточной Чукотке).
Сейчас скажу ересь. Деньги на Чукотке не имеют значения. Значения в том смысле, которые они имеют скажем в Москве или Владивостоке. Очень удивились мои московские туристы, когда не смогли найти такси, чтобы добраться из одного посёлка в другой.
Реплика из жизни чукотских туристов: » Мы предлагали ему двойной тариф! А ему было лень утром вставать и ехать!»
Даже если вы заключите договор на оказание, к примеру, транспортных услуг, вам могут отказать, или приехать(прилететь, приплыть) в другой день/дни. Найдётся сто причин почему этого не сделали, даже за хорошие деньги. Нет, Чукотка не территория альтруистов, просто, кроме денег, здесь должно быть что-то еще: личное знакомство, обоюдный интерес (водитель к примеру тоже рыбак и хочет порыбачить в том месте куда вы едете), протекция со стороны администрации, вы знаменитость и т.п. В то же время, на Чукотке могут вас довезти, разместить, накормить, оказать помощь и не взять за это вообще ни копейки. Даже обидятся, когда вы предложите деньги. Такое отношение к деньгам, конечно не норма, но имеет место быть.
Реплика из жизни чукотских туристов: «И как вы здесь живёте?».
Даже если у вас деньги есть, но они на пластиковой карте, могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Банкоматов очень мало, иногда один на посёлок. В нем могут закончиться деньги, может отключиться связь, да и в принципе он может быть сломанным. Эта же проблема касается оплаты товаров в магазинах. Поэтому деньги лучше всего иметь наличкой.
Турист «не организованный» потратит меньшую сумму, но столкнётся с транспортными и логистическими проблемами. Решение этих проблем в первую очередь отнимает время, которое так «дорого» для людей с материка, чей годовой отпуск в лучшем случае 30 календарных дней.
Сервиса на Чукотке нет. К этому нужно быть готовым сразу. Те редкие проявления комфорта и качества бытовых услуг, которые могут вам предложить, лучше всего воспринимать, как подарок, как «манну небесную», а не как норму. И это при ценах, как в хороших отелях или ресторанах.
В лучшем случае у вас будет выбор куда пойти в «первое» кафе, или во «второе». Зачастую в райцентрах существует только одно заведение общепита. И меню в нём весьма ограничено. Хотя если говорить о качестве, то в большинстве кафе кормят вкусно. Цена за обед в среднем 400-600 руб. Чаще всего приезжающие хотят отведать блюда национальной кухни. Ни одно заведение их не готовит. В лучшем случае в меню есть оленина или местная рыба, которые, впрочем, вам приготовят по классическому (европейскому) кулинарному рецепту. Чукотская или эскимосская кухня весьма специфичные и отведать блюда можно только в национальных посёлках, побывав в гостях у местных жителей. В национальных сёлах точки общепита отсутствуют.
Мобильная связь есть практически во всех населенных пунктах Чукотки: Мегафон, Билайн, МТС. Качество связи очень посредственное, но разговаривать можно. Мобильный интернет в райцентрах есть, но очень медленный. В сёлах в 2017 году, по программе «Доступная информационная среда» появились бесплатные точки WI-FI.
Краеведческие музеи есть во всех райцентрах Чукотки. В них работают настоящие профессионалы и знатоки истории и культуры Чукотки. Поход в музеи обязателен. Именно с них можно и нужно начинать знакомство с тем или иным районом Чукотки. Кроме музеев можно посетить Дом культуры или Клуб, в которых договорившись с руководителем учреждения, можно посмотреть репетицию фольклорных коллективов или кружков народной самодеятельности. Собственно на этом список «культурных» заведений и заканчивается.
К прочим услугам можно отнести бани (200- 400 руб. за сеанс), посещение бассейна требует наличия медсправки (Провидения, Билибино), спортзалы и спортплощадки, ледовые катки открытого и закрытого типов (Эгвекинот, Провидения, Певек, Билибино, Угольные Копи). Кинотеатр есть только в Певеке, с новинками туго, репертуар одно-двухмесячной давности. Цена билетов (250-300 рублей). В Провидения и Эгвекиноте в зимний период (с конца декабря по начало мая) можно покататься на горных лыжах. Самый крутой и сложный склон в Провидения.