какое расширение у исполняемых файлов в ос windows
Распространенные расширения имен файлов в Windows
Имена файлов в Windows состоять из двух частей, разделенных точкой: первая, имя файла, и вторая, расширение из трех или четырех символов, которое определяет тип файла. Например, в expenses.xlsx первая часть имени файла — expenses, а расширение — xlsx.
Расширения помогают определить компьютеру, в каком приложении был создан файл или в каком приложении его можно открыть, а также какой значок следует использовать для файла. Например, расширение docx сообщает компьютеру, что файл можно открыть в программе Microsoft Word и что при просмотре файла в проводнике для него следует отображать значок Word.
Большинство расширений имен файлов совместимы с более чем одной программой. Можно изменить расширение имени файла, но при этом файл не будет преобразован либо изменен как-либо еще, за исключением изменения имени файла. Дополнительные инструкции по изменению программы для открытия файла см. в разделе Изменение программ по умолчанию в Windows 10.
Если при просмотре файлов в проводнике не отображаются расширения имен файлов, выполните следующие действия.
В поле поиска на панели задач введите слово проводник и в результатах поиска выберите Проводник.
В проводнике в разделе Вид в группе Показать или скрыть установите флажок Расширения имен файлов.
Ниже приведен список распространенных расширений имен и форматов файлов в Windows.
Список расширений исполняемых файлов
Файл с исполняемым расширением (см. Что такое расширение файла?) в отличие от других форматов файлов, которые только содержат данные, например, музыку, видео, текстовый документ и т.п., могут быть запущены на исполнение. Т.е., если вы открываете файл с одним из исполняемых расширений, ваш компьютер может, без вашего дальнейшего участия, выполнить одну или несколько операций, запрограммированных в этом файле. Это могут быть как полезные действия, например, запуск текстового редактора или интернет-браузера, так и действия несущие в себе опасность для ваших данных или других программ на компьютере, т.е. это может быть компьютерный вирус.
Поэтому, при открытии исполняемых файлов, следует соблюдать повышенную осторожность, особенно, если вы получили этот файл из неизвестного вам источника, например, по почте от неизвестного адресата или с незнакомого сайта.
Примечание: это не полный, но пополняемый список исполняемых расширений файлов. Если вы знаете еще о каком-то исполняемом расширении файла, пожалуйста, сообщите.
Расширение | Формат | Windows | MacOS | Linux | Android | iOS |
---|---|---|---|---|---|---|
ACTION | Automator Action | ● | ||||
APK | Приложение | ● | ||||
APP | Исполняемый файл | ● | ||||
BAT | Batch File | ● | ||||
BIN | Binary Executable | ● | ● | ● | ||
CMD | Command Script | ● | ||||
COM | Command File | ● | ||||
COMMAND | Terminal Command | ● | ||||
CPL | Control Panel Extension | ● | ||||
CSH | C Shell Script | ● | ● | |||
EXE | Исполняемый файл | ● | ||||
GADGET | Windows Gadget | ● | ||||
INF1 | Setup Information File | ● | ||||
INS | Internet Communication Settings | ● | ||||
INX | InstallShield Compiled Script | ● | ||||
IPA | Приложение | ● | ||||
ISU | InstallShield Uninstaller Script | ● | ||||
JOB | Windows Task Scheduler Job File | ● | ||||
JSE | JScript Encoded File | ● | ||||
KSH | Unix Korn Shell Script | ● | ||||
LNK | File Shortcut | ● | ||||
MSC | Microsoft Common Console Document | ● | ||||
MSI | Windows Installer Package | ● | ||||
MSP | Windows Installer Patch | ● | ||||
MST | Windows Installer Setup Transform File | ● | ||||
OSX | Исполняемый файл | ● | ||||
OUT | Исполняемый файл | ● | ||||
PAF | Portable Application Installer File | ● | ||||
PIF | Program Information File | ● | ||||
PS1 | Windows PowerShell Cmdlet | ● | ||||
REG | Registry Data File | ● | ||||
RGS | Registry Script | ● | ||||
RUN | Исполняемый файл | ● | ||||
SCT | Windows Scriptlet | ● | ||||
SH | Shell Script | ● | ● | |||
SHB | Windows Document Shortcut | ● | ||||
SHS | Shell Scrap Object | ● | ||||
U3P | U3 Smart Application | ● | ||||
VB | VBScript File | ● | ||||
VBE | VBScript Encoded Script | ● | ||||
VBS | VBScript File | ● | ||||
VBSCRIPT | Visual Basic Script | ● | ||||
WORKFLOW | Automator Workflow | ● | ||||
WS | Windows Script | ● | ||||
WSF | Windows Script | ● |
Если вы не нашли ответ или нужную информацию, задайте вопрос через форму обратной связи. Или напишите комментарий здесь.
Структура exe файла windows
.EXE (сокр. англ. executable — исполнимый) — расширение исполняемых файлов, применяемое в операционных системах DOS, Windows, Symbian OS, OS/2 и в некоторых других, соответствующее ряду форматов. Кроме объектного кода может содержать различные метаданные (ресурсы, цифровая подпись [1] ).
Содержание
Структура файлов [ править | править код ]
Файл EXE, создаваемый компоновщиком, состоит из двух частей:
Информация для загрузчика, описанная ниже, расположена в начале файла и образует так называемый заголовок. Сразу за ним следует тело загрузочного модуля, представляющее собой копию образа памяти задачи, построенной компоновщиком.
Стандартная часть заголовка имеет следующий формат [3] :
Далее следует таблица настройки адресов. Таблица состоит из элементов, число которых записано в байтах 06-07. Элемент таблицы настройки состоит из двух полей: 2-байтного смещения и 2-байтного сегмента, и указывает слова в загрузочном модуле, содержащее адрес, который должен быть настроен на место памяти, в которое загружается задача. Настройка производится следующим образом:
Структура программного сегмента [ править | править код ]
При обращении к нерезидентной команде или вызове программы операцией Exec, DOS определяет минимальный адрес, начиная с которого может быть загружена соответствующая программа. Эта область называется программным сегментом.
По смещению 0000 в программном сегменте DOS формирует префикс программного сегмента (PSP). Сама программа загружается по смещению 0100.
Программа завершается переходом по адресу 0000 в программном сегменте, выполнив INT 20, выполнив INT 21 с AH=0 или AH=4C, или обратившись к подпрограмме по адресу 0050 в программном сегмент с AH=0 или AH=4C.
Примечание: при завершении иначе, чем операцией 4C, программа должна предварительно заслать в CS адрес начала своего программного сегмента.
Все четыре способа возвращают управление в резидентную часть COMMAND.COM (при этом операция 4C передает код завершения). Все четыре способа приводят к продолжению выполнения программы, обратившейся к операции Exec (4B). При этом вектора прерываний 22, 23 и 24 (завершение, Ctrl-Break, фатальная ошибка обмена) восстанавливаются из Префикса Программного сегмента возобновляемой задачи. Затем управление передается по адресу завершения. Если программа возвращается в COMMAND.COM, то управление передается в нерезидентную часть. Если это происходит во время выполнения командного файла, оно продолжается, иначе COMMAND выдает на терминал приглашение и ждет ввода следующей команды.
Когда загруженная программа получает управление, имеют место следующие условия:
Portable Executable (PE, «переносимый исполняемый») — формат исполняемых файлов, объектного кода и динамических библиотек, используемый в 32- и 64-разрядных версиях операционной системы Microsoft Windows. Формат PE представляет собой структуру данных, содержащую всю информацию, необходимую PE-загрузчику для отображения файла в память. Исполняемый код включает в себя ссылки для связывания динамически загружаемых библиотек, таблицы экспорта и импорта API-функций, данные для управления ресурсами и данные локальной памяти потока (TLS). В операционных системах семейства Windows NT формат PE используется для EXE, DLL, SYS (драйверов устройств) и других типов исполняемых файлов.
PE представляет собой модифицированную версию COFF формата файла для Unix. PE/COFF — альтернативный термин при разработке Windows.
На операционных системах семейства Windows NT формат PE в настоящее время поддерживает следующие архитектуры наборов команд: IA-32, IA-64 и x86-64 (AMD64/Intel64). До Windows 2000 Windows NT (таким образом, и PE) поддерживал MIPS, Alpha и PowerPC. Поскольку PE используется на Windows CE, он продолжает поддерживать несколько разновидностей MIPS, ARM (включая Thumb) и SuperH.
Основные «конкуренты» PE — ELF (используемый в Linux и большинстве других версий Unix) и Mach-O (используемый в Mac OS X).
Содержание
Краткая история [ править | править код ]
С появлением операционной системы Windows NT 3.1 Microsoft перешла на формат PE. Все более поздние версии Windows, включая Windows 95/98/ME, поддерживают этот формат. Формат сохранил ограниченную поддержку существующего (MZ) для преодоления разрыва между системами, основанными на DOS, и системами NT. Например, заголовки PE/COFF всё ещё включают исполняемую программу MS-DOS, которая по умолчанию является заглушкой, выводящей на экран простое сообщение «This program cannot be run in DOS mode» — «Эта программа не может быть выполнена в режиме DOS» (или подобное). PE продолжает служить изменяющейся платформе Windows. Некоторые расширения включают формат PE.NET (см. ниже), 64-разрядную версию под названием PE32+ (иногда PE+) и спецификацию для Windows CE.
Технические детали [ править | править код ]
Сигнатура [ править | править код ]
Первые 2 байта PE-файла содержат сигнатуру 0x4D 0x5A — «MZ» (как наследник MZ-формата). Далее – двойное слово по смещению 0x3C содержит адрес PE-заголовка. Последний начинается с сигнатуры 0x50 0x45 — «PE».
Структура [ править | править код ]
Таблица импорта [ править | править код ]
Одна из известных секций — таблица адресов импорта (IAT — Import Address Table), которая используется в качестве таблицы поиска, когда приложение вызывает функцию из другого модуля. Это может быть сделано и в форме импорта по порядковому номеру функции (ordinal), и импорта по её имени. Поскольку скомпилированной программе неизвестно расположение библиотек, от которых она зависит, то требуется производить косвенный переход всякий раз, когда происходит вызов API-функции. Когда динамический компоновщик загружает модули и объединяет их, он записывает действительные адреса в область IAT так, чтобы они указали на ячейки памяти соответствующих библиотечных функций. Хотя это добавляет дополнительный переход внутри модуля, приводящий к потере производительности, это предоставляет ключевое преимущество: количество страниц памяти, которые должны быть скопированы загрузчиком при записи, минимизировано, что приводит к экономии памяти и дискового времени ввода-вывода. Если компилятору будет известно заранее, что вызов будет межмодульным (через атрибут dllimport), то он сможет произвести более оптимизированный код, который просто приводит к коду операции косвенного вызова.
Таблица экспорта [ править | править код ]
Таблица адресов экспорта (EAT — Export Address Table) нужна для того, чтобы один модуль (обычно это динамически загружаемая библиотека) мог указать другим модулям, какие функции они могут из него импортировать, и по каким адресам последние расположены.
Таблица перемещений [ править | править код ]
Файлы PE не содержат позиционно-независимого кода. Вместо этого они скомпилированы для предпочтительного базового адреса, и все адреса, генерируемые компилятором/компоновщиком, заранее фиксированы. Если PE-файл не может быть загружен по своему предпочтительному адресу (потому что он уже занят чем-то ещё), операционная система будет перебазировать его. Это включает в себя перевычисление каждого абсолютного адреса и изменение кода для того, чтобы использовать новые значения. Загрузчик делает это, сравнивая предпочтительный и фактический адреса загрузки, и вычисляя значение разности. Тогда для получения нового адреса ячейки памяти эта разность складывается с предпочтительным адресом. Базовые адреса перемещений хранятся в списке и при необходимости добавляются к существующей ячейке памяти. Полученный код является теперь отдельным по отношению к процессу и не является больше разделяемым, так что при таком способе теряются многие из преимуществ экономии памяти динамически загружаемых библиотек. Такой способ также значительно замедляет загрузку модуля. По этой причине следует избегать перебазирования везде, где это возможно; например, библиотеки, поставляемые Microsoft, имеют предварительно вычисленные неперекрывающиеся базовые адреса. В случае отсутствия необходимости перебазировании PE-файлы имеют преимущество очень эффективного кода, но при наличии перебазирования издержки в использовании памяти могут быть значительными. Это отличает формат PE от ELF, который использует полностью позиционно-независимый код и глобальную таблицу смещений, которая жертвует временем выполнения в пользу расходования памяти.
.NET, метаданные и PE-формат [ править | править код ]
Секция данных CLR содержит два важных сегмента: сегмент метаданных и сегмент кода промежуточного языка (IL):
Использование в других операционных системах [ править | править код ]
Формат PE также используется ReactOS, поскольку ReactOS предназначена для того, чтобы быть двоично совместимой с Windows на уровне кода. Кроме того, он исторически использовался многими другими операционными системами, включая SkyOS и BeOS R3. Однако и SkyOS, и BeOS в конечном счёте перешли на формат ELF.
На платформе x86 в Unix-подобных операционных системах некоторые двоичные файлы Windows (в формате PE) могут быть исполнены с помощью Wine. HX DOS Extender также использует формат PE для собственных 32-разрядных двоичных файлов DOS, кроме того, может в некоторой степени выполнить существующие двоичные файлы Windows в DOS, действуя, таким образом, как Wine для DOS.
Mac OS X 10.5 имеет возможность загружать и интерпретировать PE-файлы, однако они не являются двоично совместимыми с Windows.
PingVinich
Технарь
Давайте проведём аналогию между квартирой и PE-файлом. У каждой квартиры есть свой этаж, своя дверь, прихожая, гостинная, кладовка, свои комнаты, также у каждой квартиры есть своя схема планировки. Вся информация о квартире и сама эта квартира хранится в PE-файле. Взглянем на структуру исполняемого файла, а потом разберём основные части.
Как мы можем увидить, исполняемый файл состоит из двух основных частей:
Если вернуться к аналогии с квартирой, то заголовок – это информация о квартире. Планировка квартиры, количество комнат, этаж, где кладовка, где гостинная, где дверь, где прихожая, кто и когда сделал квартиру, квартира ли это вообще и т.д.. А секции – это комнаты. В секциях хранится код, различные данные, строки, функции и т.д.. Также как и в комнатах есть свои жильцы.
Если формально и без аналогий, то заголовки – структуры содержащие необходимые данные для загрузки программы, а секции – блоки данных с различным содержимым произвольного размера. Этим содержимым может быть код, ресурсы, виртуальные адреса функций и т.д..
Давайте изучим по-порядку какие есть заголовки и что в них указано. Заголовками PE-файла являются следующие заголовки в указанном порядке:
Начнём наше приключение с изучения DOS заголовка.
Как я и сказал, заголовки хранят необходимую информацию для загрузки PE-файла. Поэтому данный заголовок является обязательным для загрузки PE-файла, хоть и не несёт в себе большой смысловой информации.
Заголовок состоит из полей, как список состоит из пунктов свойств. Каждый пункт хранит в себе какое-либо значение. Естественно, в файле всё это представленно в байтовом представлении. Не все поля нужны для загрузки (запуска) PE-файла. Поэтому комментировать и рассматривать мы будем только поля, необходимые для загрузки файла в память.
Вот его структура на языке C/C++.
Нас интересуют только первое ( e_magic ) и последнее поле ( e_lfanew ) этого заголовка. Они является самыми важными и влияют непосредственно на загрузку PE-файла.
- e_magic
Двухбайтовое поле e_magic хранит в себе специальную сигнатуру. Эта сигнатура нужна, чтобы указать что это действительно исполняемый файл. Вот она – «MZ». Каждый PE-файл обязан начинаться с неё. Если это не так, файл просто не запустится.
Я выделил самым большим красный прямоугольником область DOS-заголовка. Здесь мы можем увидеть байты в шестнадцатеричном представлении.
Дальше у нас по списку PE-заголовок, который на самом деле, состоит из трёх частей: сигнатуры, файлового подзаголовка и дополнительного подзаголовка.
Вот его структура на языке C/C++:
Теперь давайте разберём каждое поле по-порядку.
- Signature
Это четырёхбайтовое поле содержит сигнатуру, а именно значение 50 45 00 00 (или «PEx00x00»). Эта сигнатура указывает на то, что перед нами действительно PE-файл (Ага, ещё одна проверка).
FileHeader
Это обязательный подзаголовок PE-заголовка. Он хранит в себе базовые характеристики исполняемого файла.
На C/C++ структура данного заголовка выглядит так:
Разберём и этот подзаголовок по порядку.
NumberOfSections
Двухбайтовоеполе NumberOfSections содержит в себе число секций (комнат) в PE-файле.
SizeOfOptionalHeader
Двухбайтовое поле содержащее размер дополнительного заголовка, который идёт сразу за файловым заголовком.
Characteristics
Даное двухбайтовое поле содержит характеристики PE-файла. Например, является ли это exe-файлом, или dll. Также, тут описано, является ли данная программа x64-битной или x86-битной.
Перейдём к следующему подзаголовку PE-заголовка.
OptionalHeader
Это ещё один обязательный подзаголовок PE-файла. В нём хранится необходимая информация для загрузки PE-файла. Он имеет всего два формата PE32+ (для 64-битных программ) и PE32 (для 32-битных).
Структура дополнительного заголовка представлена следующий C/C++ кодом.
И на этот раз рассмотрим только основные поля, необходимые для загрузки PE-файла в память.
1. IMAGE_NT_OPTIONAL_HDR32_MAGIC ( 0x10b ) – означает, что это x32 (x86) исполняемый образ.
2. IMAGE_NT_OPTIONAL_HDR64_MAGIC ( 0x20b ) – означает, что это x64 исполняемый образ.
3. IMAGE_ROM_OPTIONAL_HDR_MAGIC ( 0x107 ) – означает, что это ROM образ.
AddressOfEntryPoint
Четырёхбайтовое поле AddressOfEntryPoint содержит адрес начала кода, т.е. указатель на дверь в команту кода.
Техника инфекции, которую мы изучим в будующем, основана на изменении этого значения.
ImageBase
Это четырёхбайтовое поле содержит предпочтительный адрес загрузки программы в память. В следующей статье мы разберём для чего он нужен.
SectionAlignment
Это четырёхбайтовое поле содержит относительный виртуальный адрес (относительно ImageBase, т. е. сколько байтов нужно отсчитать с адреса загрузки программы, чтобы попасть к началу секций) начала секций в виртуальной памяти.
FileAlignment
Это четырёхбайтовое поле содержит смещение относительной файла (сколько байтов нужно отсчитать с начала файла) начала секций в исполняемом файле.
MajorSubsystemVersion и MinorSubsytemVersion
В этих двухбайтовых полях содержится необходимая версия Windows.
SizeOfImage
Это четырёхбайтовое поле содержит размер (в байтах) загруженного исполняемого файла в памяти.
SizeOfHeaders
Четырёхбайтовое поле SizeOfHeaders содержит размер (в байтах) заголовков файла в памяти.
NumberOfRvaAndSizes
Данное четырёхбайтовое поле содержит число каталогов в массиве каталогов. По умолчанию равна 16.
DataDirectory
Это поле – на самом деле массив, которая содержит информацию о каталогах. Их число определено в поле NumberOfRvaAndSizes (по умолчанию (и почти всегда) 16) дополнительного заголовка. Каждый элемент информации о каталоге хранит относительный виртуальный адрес (относительно ImageBase, т. е. сколько байтов нужно отсчитать с адреса загрузки программы, чтобы попасть к началу секций) и размер какого-либо каталога (которые являются и секциями), которая определяется по её позиции в массиве.
Вот структура каталога на языке C/C++:
А вот идентификаторы (порядковый номер в DataDirectory):
Давайте подробно рассмотрим основные поля.
- Name
Это поле, размером в 8 байт, содержит имя секции, в ASCII кодировке.
VirtualSize
Это четырёхбайтовое поле содержит размер (в байтах) секции (той самой комнаты) в виртуальной памяти.
VirtualAddress
А это четырёхбайтовое поле уже содержит относительный адрес секции в виртуальной памяти.
SizeOfRawData
Данное четырёхбайтовое поле содержит размер секции в файле.
PointerToRawData
А указатель на эти самые данные, содержаться в этом четырёхбайтовом поле.
Characteristics
Это четырёхбайтовое поле содержит атрибуты секции. Например, права чтения, записи и исполнения (Read Write Execute) (RWE).
По сути, в таблице секций просто зафиксирована информация о секциях.
Вот и всё, мы закончили изучать заголовки. Теперь мы приступаем к изучению секций. По сути, секции являются простыми последовательными блоками данных. Они следуют друг за другом и у них нет определенного формата, так как их характеристики описаны в таблице секций. А вот формат данных, в этих секциях, зависят от типа информации, которая в них хранится. Секции, как я уже сказал, можно представить в виде комнат. Также, их можно представить и как в виде коробок с информацией. Размер каждой секции зафиксирован в таблице секций, поэтому секции должны быть определённого размера, а для этого их дополняют NULL-байтами (00). Вот и всё, что касается секций.
Также, небольшая шпаргалка, для того, чтобы понимать какое назначение носит имя определенного заголовка секции в таблице:
Также, секциями являются и различные каталоги.
На этом всё. Спасибо за внимание. Если у Вас есть какие-либо вопросы или вы обнаружите неточности в статье, прошу отписаться в комментариях. Буду рад ответить на все ваши вопросы.