как теперь отражать расходы по кодам 226 и 228 косгу памятки с новыми расшифровками
Новые разъяснения Минфина России по применению КОСГУ 226, 228, 240, 260, 290, 340 и др.
strelok / Depositphotos.com |
В документе приведено значительное количество примеров по отнесению расходов на те или иные элементы КОСГУ – дополнительно к тем, что поименованы в назначении этих кодов в Порядке № 209н. Остановимся на некоторых значимых моментах:
Подстатьи 226 и 228 КОСГУ
Особое внимание в разъяснениях уделено расходам, относимым на КОСГУ 226 и 228, поскольку работы и услуги для целей капитальных вложений по своему экономическому смыслу могут быть аналогичны работам и услугам, включенным в текущие расходы. Тем более, что с 2021 года подстатьи 226 и 228 подверглись значительной корректировке – часть затрат, отражаемых в 2020 году по подстатье 226, с 2021 года перенесена в подстатью 228. В частности, это работы для целей капвложений, формирующие стоимость основных фондов, связанные с типовым проектированием, проектными и изыскательскими работами.
В случае, если в рамках единого контракта не вся стоимость работ, услуг, а только ее часть может быть отнесена на увеличение стоимости основных фондов, то в целях применения КОСГУ все расходы по данному контракту относятся к текущим расходам, то есть на подстатью 226.
Подстатья 241 КОСГУ
Дополнительно к субсидиям, перечисленным в назначении кода КОСГУ 241, на него также относятся субсидии:
Кроме того, по подстатье 241 выделяются субсидии в целях осуществления выплат физическим лицам, такие как:
Подстатья 263 КОСГУ
На данную подстатью также могут относиться:
Подстатья 267 КОСГУ
По этому элементу КОСГУ помимо прочего следует отражать компенсацию стоимости или приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами.
Статья 290 КОСГУ
Дополнения и части кодов, детализирующих статью 290 «Прочие расходы». Так, Минфин России рекомендует следующий подход к выбору КОСГУ для уплаты некоторых штрафов и других перечислений в бюджет:
Статья 340 КОСГУ
Применение кодов статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» неизменно вызывает у бухгалтеров сложности. Основываясь на поступающих от учреждений вопросах, Минфин дал подробные разъяснения и привел примеры отнесения расходов по покупке различных видов матзапасов по элементам КОСГУ:
Какие расходы учитывать?
1. Расходы по приобретению:
2. Расходы по приобретению лекарственных средств, медикаментов и ветеринарных препаратов для оказания ветеринарных услуг;
3. Расходы по приобретению автомобильных аптечек
Расходы по оплате договоров на приобретение/ изготовление строительных материалов в рамках капитального, текущего ремонта, строительно-монтажных работ, не связанных с капитальными вложениями
1. Приобретение матзапасов, функционально ориентированных на:
2. Приобретение кокард для форменных головных уборов
1. Приобретение оборудования, требующего монтажа, без его установки, если после установки оно будет принято к учету в качестве объекта основных средств
приобретение/ изготовление материалов, деталей, комплектующих в целях использования их для изменения/ расширения функциональных возможностей основного средства (повышение нагрузки и/или другие новые качества, улучшающие технические характеристики), приводящего к увеличению первоначальной стоимости основного средства;
2. Приобретение/ изготовление:
В полной мере разъяснения Минфина и приведенные в них примеры будут включены в наш специальный Обзор самых важных изменений в порядке применения КОСГУ в 2020-2021 гг. Следите за обновлениями!
КОСГУ 226 в 2021 году – расшифровка
kosgu_226_v_2021_godu_rasshifrovka.jpg
Похожие публикации
С начала 2021 года обновлены правила присвоения кодов КОСГУ – изменения в Порядок применения классификации, утв. Приказом Минфина № 209н от 29.11.2017, внесены распоряжением Минфина РФ от 29.09.2020 № 222н. Разъяснения по использованию кодификатора при присвоении шифров в части расходов, содержащихся в группе 200 даны Минфином в письме № 02-08-10/109210 от 11.12.2020. Поговорим о некоторых значимых аспектах, касающихся подстатьи 226 КОСГУ.
226 КОСГУ: расшифровка
Согласно п. 10.2.6. Порядка № 209н, по подстатье 226 КОСГУ расшифровка 2021 года объединяет текущие расходы по различным выполненным работам/услугам – проектным, конструкторским, геологоразведочным, информационным, типографским, медицинским, по межеванию границ участков, в области IT-технологий, подписки на периодику, представительские расходы, авторские вознаграждения и др.
Туда же относят расходы на покрытие командировочных затрат персонала – оплаты проезда, найма жилья, иных затрат, обозначенных в локальном акте компании (кроме суточных), прохождение работниками профмедосмотров, компенсации содержания служебных собак, оплату суточных понятым и доставленным в суд лицам, выплату суточных и компенсацию расходов на проезд и проживание спортсменам, студентам, учащимся, направленным для участия в соревнованиях, учебной практике, и т.п.
Аккумулируются на этой подстатье и расходы бюджетов территориальных ФОМС, связанные с направлением страховым компаниям средств на ведение дел по обязательному медстрахованию. В рамках одной публикации нет смысла перечислять весь перечень затрат, относимых на подстатью 226, он весьма обширен и представлен в полном объеме непосредственно в п. 10.2.6 Порядка № 209н.
КОСГУ 226: что изменилось с 2021 года
Подстатья по КОСГУ 226 в 2021 г. подверглась корректировке, поскольку законодатель стремился ее дополнительно детализировать, оставив только текущие прочие затраты. В экономическом смысле прочие затраты текущие (КОСГУ 226) и в целях капвложений (КОСГУ 228) могут быть идентичны, и во избежание разночтений обе подстатьи были пересмотрены и скорректированы. Доля затрат, сопровождающих работы для целей капвложений в нефинансовые активы, и отражаемых ранее по подстатье 226, теперь перенесена в подстатью 228. Это работы, стоимость которых формирует впоследствии стоимость создаваемых или обновляемых ОС, или же связанные с проектно-изыскательскими работами, как правило, также становящимися частью стоимости объекта ОС.
Кроме того, из подстатьи 226 удалили затраты по приобретению БСО, исключили затраты по НИОКР, опытно-технологическим услугам, услугам типового проектирования, покупке неисключительных прав на пользование результатами интеллектуальной собственности, в т. ч. прав на ПО и базы данных. Затраты по демонтажу теперь будут относится на подстатью 226 только при условии идентификации этих работ их как не относящихся к капитальным вложениям.
КОСГУ 226 в 2021 году дополнена такими новыми расходами как:
Применение кода 226 КОСГУ в 2021 году
При классификации расходных операций бухгалтерам госучреждений следует быть внимательными и руководствоваться утвержденным перечнем расходов на сч. 226 КОСГУ. Так, зачастую кодом 226 шифруют транспортные расходы, хотя они должны аккумулироваться на подстатье 222.
Случается, что возникает путаница при отнесении затрат по кодам КОСГУ 226 и 225, поскольку зачастую на них относят однородные расходы, отличающиеся друг от друга только условиями возникновения. Например, пусконаладочные работы под нагрузкой классифицируют подстатьей 225 КОСГУ, а те же работы, проведенные на холостом ходу, относят на 226 КОСГУ.
При определении подстатьи затрат следует руководствоваться данными таблицы соответствия КВР и КОСГУ, обновленной 09.03.2021. Например, видом расхода 244 обозначают прочую закупку товаров, работ/услуг для госнужд, а соотношение КВР 244 КОСГУ 226 будет приемлемым при обозначении затрат на утилизацию списанного оборудования, как текущих затрат некапитального характера.
К КВР 243 относят расходование средств, выделенных на приобретение товаров и оплату услуг по капремонту и реставрации государственных объектов, поэтому сопряжение КВР 243 и КОСГУ 226 в бюджетном учете встречается редко, чаще капитальные работы по содержанию госимущества шифруют увязкой кодов КВР 243 КОСГУ 225.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Как теперь отражать расходы по кодам 226 и 228 косгу памятки с новыми расшифровками
Дата публикации 12.07.2021
НМА признается объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного или постоянного использования в деятельности учреждения более 12 мес. (п. 6 СГФ «Нематериальные активы»). Объект не имеет материально-вещественной формы, позволяет отделить его от другого имущества, в отношении которого у учреждения возникли исключительные права, права по лицензионным договорам либо иным документам, подтверждающим право на такой актив.
Из вопроса неясно, какой срок полезного использования имеет программа, поэтому рассмотрим несколько вариантов.
1. Если срок использования системы составляет 12 мес. или менее, объект не может быть принят к учету в качестве нематериального актива. Поскольку речь идет об оказании услуг, расходы на приобретение списываются на затраты текущего года в дебет счета 401 20 (п. 298 Инструкции № 157н, ч. 11 методических рекомендаций, направленных письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384).
Если срок использования системы составляет 12 мес. или менее, но затрагивает несколько отчетных лет, отметим следующее. Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам используется счет 401 50. На этом счете отражаются расходы, связанные (п. 302 Инструкции № 157н):
При этом пункт об отнесении платы при приобретении неисключительного права пользования НМА в течение нескольких отчетных периодов на счет 401 50 утратил силу с 17.10.2020 на основании приказа Минфина России от 14.09.2020 № 198н. В то же время перечень расходов, которые могут быть отнесены на счет 401 50, остался открытым. Полагаем, что расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами, срок полезного использования которого менее или равен 12 мес., но такое право используется в течение нескольких отчетных лет, могут быть учтены на счете 401 50 как иные аналогичные расходы.
Таким образом, рассматриваемую ситуацию можно отразить в бюджетном учете учреждения записями:
если срок использования программы затрагивает один отчетный период:
если срок использования программы затрагивает несколько отчетных периодов:
2. Если срок использования программы более 12 мес. или бессрочный, право пользования соответствует критериям признания в качестве нематериального актива и может быть принято к учету на счет 111 6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных».
Подстатьи 352, 353 КОСГУ применяются только для целей бухгалтерского учета на счетах 104 60, 111 60, 114 60 (п. 151.2 Инструкции № 157н), для отражения кассовых поступлений и выбытий они не используются.
Согласно п. 93 Инструкции № 157н по нематериальным активам амортизация начисляется в соответствии со СГФ «Нематериальные активы». На бессрочные лицензии амортизация не начисляется (п. 26 СГФ «Нематериальные активы»).
Первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, приобретенных в результате обменных операций, определяется в сумме фактических затрат, которые включают (п. 11 СГФ «Нематериальные активы»):
В рассматриваемом случае учреждение заключило договор на установку программы. Учитывая положения п. 11 СГФ «Нематериальные активы», полагаем, что расходы на оплату такого договора можно учесть при формировании первоначальной стоимости прав на программу в качестве затрат, относящихся к подготовке объекта нематериальных активов к использованию.
Следовательно, если срок использования программы более 12 мес. или бессрочный, расходы на установку программы формируют капитальные вложения на счете 106 0I (п. 131 Инструкции № 157н).
Согласно п. 10.2.8 Порядка № 209н расходы на приобретение услуг для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, формирующие стоимость основных фондов, относятся на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» (п. 7 Порядка № 209н).
Таким образом, рассматриваемая ситуация в бюджетном учете учреждения может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
Поскольку программа не может быть использована учреждением до ее установки, принятие прав пользования НМА на счет 111 6I отражается только после установки программы, т. е. в июне.
Утвержден новый код КОСГУ по расходам для целей капвложений
Andrey_Popov / Shutterstock.com |
С 1 января 2019 года запланировано внедрение принципиально новой Классификации операций сектора государственного управления. Эта классификация утверждена отдельным приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н.
Подробнее о новшествах в учете учреждений в Обзорах изменений законодательства (для бухгалтера госсектора) интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Предусмотрена детализация многих статей КОСГУ, уточнение порядка их применения, а также изменение наименования некоторых кодов. Кроме того, уточнены возможные увязки кодов видов расходов (КВР) и КОСГУ.
Так расходы для целей капвложений надо отражать по коду КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». В 2019 году для обособления этих расходов подлежит применению специальный новый код КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».
Советы по применению КОСГУ
Разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции.
1. Перечень расходов, которые можно относить на новый код КОСГУ 228 – открытый. Главное, чтобы конкретные расходы формировали капвложения в строящийся или реконструируемый объект.
2. Если монтаж оборудования предусмотрен договором на его поставку или договором на строительство, просто проведите оплату по коду КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов».
3. Если оплачиваете монтажные работы по коду 228, на учете уже должно стоять требующее монтажа оборудование. Это оборудование оплачивайте по коду 340 и учитывайте в составе материальных запасов. Оплата по коду 228 стоимости монтажа и стоимости оборудования может стать поводом для разногласий с проверяющими.
4. Установку, расширение и модернизацию единых функционирующих систем оплачивайте по коду 228 в случае, если эти работы не предусмотрены договором поставки или договором на строительство, реконструкцию или дооборудование объектов. В противном случае оплачивайте договоры в полном объеме по кодам группы 300.
5. При планировании расходов на строительство или реконструкцию не забывайте, что предусмотренную Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» экспертизу надо оплачивать по КВР 400 и КОСГУ 226.
Возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций строительства и проведение этими дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью.
Госэкспертизу проектной документации, строительный контроль, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией объектов.
Демонтажные работы: снос строений, перенос коммуникаций и т.п.
Установку, расширение, модернизацию единых функционирующих систем: сигнализаций, систем видеонаблюдения и т.п.
Пусконаладочные работы «вхолостую».
Работы по монтажу оборудования.
Иные расходы, формирующие капвложения в приобретаемый или создаваемый объект недвижимости.
Как теперь отражать расходы по кодам 226 и 228 косгу памятки с новыми расшифровками
Минфин России приказом от 29.09.2020 № 222н (далее – Приказ № 222н) скорректировал порядок применения КОСГУ, утв. приказом от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Приказ № 222н вступил в силу 21.11.2020. При этом часть поправок необходимо применять уже с 2020 г., а часть – с 1 января 2021 г.
Изменения с 2020 года
В Порядок № 209н внесены разъяснения, которые Минфин России ранее довел системными письмами от 27.12.2019 № 02-08-10/102939, от 29.06.2018 № 02-05-10/45153. Помимо этого, уточнены описания отдельных статей (подстатей) КОСГУ. Основные изменения представлены в таблице.
Статья (подстатья) КОСГУ | Что нового | Пункт Порядка № 209н | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
код | наименование | ||||||||
Выплаты персоналу, населению | |||||||||
Статья (подстатья) КОСГУ | Что нового | Пункт Порядка № 209н | |
---|---|---|---|
код | наименование | ||
Доходы | |||