дресс код стюардесс аэрофлота

Инсайдер. Анонимная стюардесса — о заоблачной зарплате, профессиональных суевериях и родах на борту

дресс код стюардесс аэрофлота

Герои рубрики «Инсайдер» регулярно рассказывают «Инде» о жизни и работе. Имена и детали изменены.

В феврале этого года несколько бортпроводниц Аэрофлота подали на авиакомпанию в суд. Причина — якобы дискриминация и ущемление трудовых прав стюардесс из-за внешнего вида. По словам бортпроводниц, Аэрофлот провел массовое фотографирование и сбор данных о размере одежды стюардесс, а после объявил о том, что на международных рейсах смогут работать «только молодые и худые». По мнению представителей авиакомпании, такие требования справедливы, ведь бортпроводники работают «на воздушном судне с ограниченным пространством» и за каждый дополнительный килограмм веса стюардесс Аэрофлоту приходится платить 759 рублей в год. «Инде» поговорил с анонимной стюардессой о том, существует ли в авиакомпаниях дискриминация по внешним данным бортпроводниц, как успокоить неадекватного пассажира, куда девается оставшаяся после полета еда и почему бортпроводникам нельзя носить бороду и зашивать одежду.

Модели против космонавтов

Мне было 19 лет. Я родом из Татарстана, но с 16 лет жила в Москве и работала моделью в небольшом агентстве, что позволяло получать неплохие деньги и путешествовать. После трех лет работы мне захотелось все бросить и уйти оттуда, не отказываясь при этом от хорошей зарплаты и путешествий. Я случайно увидела по телевизору объявление о наборе в школу бортпроводников и решила позвонить.

Я проходила учебу в Москве при Аэрофлоте — это одна из немногих российских авиакомпаний, которые самостоятельно готовят для себя сотрудников. Механизм поступления несложный: сначала подаешь заявку, затем проходишь кастинг и начинаешь учиться. Конечно, в Казани тоже существует школа бортпроводников, но я ей поначалу не доверяла из-за непонимания, будут ли действительны их сертификаты в авиакомпаниях, смогу ли я устроиться на работу, если пройду обучение здесь. Мне было спокойно от мысли о том, что после обучения я сразу устроюсь на работу в Аэрофлот. Такие удобные условия накладывают на тебя определенные ограничения: по контракту необходимо отработать в авиакомпании установленное количество времени, а если этого не происходит — выплатить неустойку. Скажу сразу: я свой контракт не отработала.

Отбор бортпроводников авиакомпания проводит два-три раза в месяц: это зависит от сезона и в целом нужды в специалистах. Первое обязательное правило кастинга — дресс-код: нужно надеть классическую одежду — строгую белую рубашку, черную юбку, желательно «карандаш», закрытые черные туфли на каблуке высотой примерно семь сантиметров. Аэрофлот также просит взять с собой красные туфли на высокой шпильке: у них есть парадная форма. Макияж должен быть умеренным: неяркая помада, небольшие стрелки, спокойный маникюр. Длинные волосы нужно собрать, а короткие волосы не должны быть ниже линии воротника из-за требований безопасности. Из украшений — только серьги-гвоздики и обручальные кольца.

Когда я проходила кастинг, претендентов было человек 70 — как девочек, так и мальчиков. Все высокие, стройные, красивые, нервничают, будто пришли на отбор в модельное агентство или на киносъемки. Ты заходишь в комнату к комиссии, отдаешь заполненную анкету и отвечаешь на самые разные вопросы — о себе и поведении в моделируемых ситуациях. Часто собеседования проходят на английском языке и тебе дают задания, основанные на летной практике. Поэтому, если вы собираетесь на отбор, изучите хотя бы терминологию — как на английском называются аварийные двери, огнетушители, кислородные маски и так далее. Если профессиональных знаний у вас нет, то, скорее всего, комиссия будет ориентироваться на внешние данные претендента. Спустя некоторое время после собеседования с тобой связываются по телефону и сообщают результат. Сколько человек тогда взяли из моего потока, я не знаю.

После кастинга ты приступаешь к обучению. Нужно ежедневно ездить в учебный центр, который, как правило, расположен вблизи аэропорта, и в течение первых двух месяцев параллельно проходить большой медосмотр. Всего нужно сдать около 20 кратко- и долгосрочных анализов. Почти все они платные, делать их приходится за свой счет. Анализы влетают в копеечку. К примеру, восемь лет назад это стоило мне 15 тысяч рублей. Зато я была рада узнать, что с моим организмом все в порядке. Многие из анализов нужно подтверждать каждые полгода и год, а это значит, что будут новые расходы. Правда, их уже несет авиакомпания, в которой вы работаете.

На каком-то этапе медосмотра начинает казаться, что ты идешь в космонавты: тебя еще заставляют бегать и плавать. Нормативов вроде выполнить 20 отжиманий за минуту или пробежать километр у нас нет. Но физическая выносливость элементарно важна для бортпроводника, чтобы хотя бы открыть дверь самолета для пассажиров и возить тяжелые тележки с едой. Если медосмотр не пройден, учиться дальше вам смысла нет: это значит, вы не подходите для работы бортпроводником по состоянию здоровья. Если медосмотр пройден, значит, на время учебы вам предоставляют общежитие рядом с аэропортом и стипендию — примерно средняя зарплата по казанским меркам.

Источник

ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ БОРТПРОВОДНИКА. ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

Общие положения.

Бортпроводники Авиакомпании должны помнить, что они являются лицом авиакомпании и частью большого коллектива, который создаёт репутацию отличного сервиса и высокого профессионализма. И когда сотрудник одет в форменную одежду, то окружающие люди воспринимают его как работника авиакомпании и поэтому внешний вид сотрудника и его поведение должны соответствовать имиджу авиакомпании.

Ношение формы, поддержание ее внешнего вида – важнейшие аспекты, влияющие на мнение клиента о компании и направленные на поддержание ее имиджа.

Все члены кабинных экипажей обязаны носить форменную одежду установленного образца. Форма авиакомпании, используемая обслуживающим персоналом, является фирменным знаком и одним из важных факторов идентификации компании.

СБКЭ имеет право в связи с климатическими условиями (температура воздуха, осадки, ветер) изменить порядок ношения форменной одежды КЭ (пиджаков/перчаток/головных уборов/верхней одежды), необходимо

контролировать исполнение данного распоряжения всеми без исключения членами КЭ.

Бортпроводники встречают и провожают пассажиров в застегнутых пиджаках и форменной обуви, в холодную погоду в районе входной двери допускается встречать/провожать пассажиров в верхней одежде, перчатках и сапогах.

В жаркую погоду, по согласованию со СБКЭ, всем без исключения

бортпроводникам разрешается следовать на рейс (с рейса) и встречать (провожать) пассажиров без пиджаков, без головных уборов, без перчаток, в блузках/рубашках с именным значком.

Правила ношения форменной одежды бортпроводников (для женщин).

Базовый комплект форменной одежды каждая авиакомпания разрабатывает на осенне-зимний и весенне-летний период. В базовый комплект форменной одежды входят брюки и юбка, которые носят с жакетом. В комплект форменной одежды также могут входить сарафан, жилет, кардиган. Цветовая гамма форменной одежды выполнена в корпоративных цветах авиакомпании.

Требования к внешнему виду.

Правила ношения форменной одежды бортпроводников (для мужчин)

Требования к внешнему виду.

ПрическаВолосы должны быть аккуратно и современно пострижены, соответствовать индивидуальным особенностям. Они должны быть чистыми, естественными и здоровыми. Крайности в прическе (бритая голова, перманент, перья, ультрамодные стрижки) не разрешаются. Волосы не должны касаться воротника рубашки, нависать над ушами, падать на глаза. Волосы должны быть аккуратно расчесаны.
Борода, усыЛицо чисто выбрито. Ношение бороды и бакенбардов запрещено. Разрешается иметь усы, но они должны быть аккуратно пострижены и расположены ровно над верхней губой, не должны заходить дальше уголков рта. Завитые усы неприемлемы.
Руки, ногтиРуки и ногти необходимо содержать в чистоте и хорошем состоянии. Руки должны быть ухожены. Ногти коротко пострижены и подпилены.
ЗубыЗубы должны быть здоровыми, отсутствие зубов и дефекты недопустимы. Необходимо следить за свежестью дыхания.
Татуировки, пирсингНа видимых частях тела, лице запрещены.
Личная гигиенаБортпроводник должен быть подтянутым, опрятным и выглядеть «свежим» в течение всего рабочего времени. Недопустимо наличие неприятных, резких запахов (тела, дыхания и т.п.). Запрещеноиспользовать туалетную воду с резким запахом. Всегда иметь при себе средства личной гигиены (дезодорант, бритву, лосьон, освежитель для рта и т.д.). За 12 часов до работы запрещается употреблять в пищу лук или чеснок. Употребление жевательной резинки при работе и общении с пассажирами запрещено.
ОчкиКорректирующие очки: допустимо ношение классической неброской оправы стального или серого цвета; допустимо ношение с бесцветными стеклами. Бортпроводники, пользующиеся контактными линзами или очками, должны иметь при выполнении рейса запасные контактные линзы или пару очков. Солнечные очки: классической формы. Очки используются только по необходимости, для защиты глаз от солнца. В помещении, на борту ВС очки носить запрещается. Запрещено носить очки поверх головы и на форменной одежде.
КольцаТолько обручальное кольцо (на правой /левой) руке. Ношение других колец запрещено.
СерьгиЗапрещены
Браслеты и прочие украшения для рукЗапрещены
ЧасыКлассического образца с секундной стрелкой. Ремешок черный или металлический браслет. Носить часы обязательно.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Как менялась форма стюардесс «Аэрофлота»

дресс код стюардесс аэрофлота

«А вот прошла вся в синем стюардесса как принцесса — надежная, как весь гражданский флот»– пел Владимир Высоцкий в 1978 году, ожидая посадки на свой рейс Москва – Одесса.

1950- Английские костюмы и пилотки

Первая форма у стюардесс появилась в 1954 году и то, только на международных рейсах. В комплект одежды входили блузка, юбка, приталенный жакет на одной пуговице, плащ, пальто с подкладкой (в теплое время года ее можно было отстегнуть), фетровая шапочка, закрытые туфли, перчатки и пилотка. Все было сшито из высококачественной шерстяной ткани синего цвета.

Касса «Аэрофлота». Сотрудница отвечает на телефонный звонок. 1 июля, 1958 год. Фотохроника ТАСС

В 1962 году у «небесных ласточек» появился летний вариант формы. Летать в тропические страны в синих шерстяных «двойках» было жарковато, и для стюардесс разработали более легкий наряд: серый приталенный костюм, белая блузка и серая пилотка.дресс код стюардесс аэрофлота

В 1967 году был открыт рейс Москва-Токио, который первое время выполнялся совместно с авиакомпанией Japan Airlines («кабиные экипажи» были совместные русско-японские, а вот летный состав был исключительно аэрофлотовский).

Фото с ретро показа к 50-летию полетов в Токиодресс код стюардесс аэрофлота

Год спустя «Аэрофлот» открыл еще один важный трансатлантический рейс: установлено регулярное сообщение с США. На первом рейсе Москва-Монреаль-Нью-Йорк 15 июля 1968 года работал усиленный состав стюардесс: пассажиров обслуживали семь девушек, все до одной выпускницы факультетов иностранных языков. Говорят, приглашенных в полет американских корреспондентов совершенно очаровала их внешность, так что один из журналистов воскликнул: «Какая у вас красивая форма, какие разрезы на юбках. Интересно, куда ведет это волнующий разрез?!» Но наши красавицы оставались невозмутимыми и флирту американского ловеласа не поддались.дресс код стюардесс аэрофлота

На американском рейсе стюардессы работали уже в новой одежде: в 1966 году «Аэрофлот» снова сменил униформу стюардесс. Для девушек разработали костюмы из натуральных тканей, которые не мялись и отлично стирались: синий костюм, белые блузки и супермодный по тем временам аксессуар – круглая шляпка-таблетка, которая особенно нравилась бортпроводницам.

дресс код стюардесс аэрофлота

дресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлота

Именно в этой униформе на экранах появляются самые яркие киногероини того времени. Популярность профессии стюардессы была настолько велика, что в конце 60-х один за другим снимают сразу несколько фильмов о девушках в небе. И все они моментально становятся любимыми зрителями.дресс код стюардесс аэрофлота

дресс код стюардесс аэрофлота

В 70-е годы в небесной моде царил французский шик: очередное обновление гардероба советских бортпроводниц произошло в 1971 году. Новая форма состояла из малинового костюма во французском стиле с золотыми пуговицами, косоворотки, фетровой шляпы и перчаток. Форма очень нравилась и пассажирам, и стюардессам

дресс код стюардесс аэрофлота

дресс код стюардесс аэрофлота

Для работы в салоне самолета девушками сшили фартуки с национальным орнаментом – вертикальной узорчатой полосой на синем фоне.

дресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлота

Одновременно в 1971 году вводится летний вариант формы – для полетов в жаркие страны: женственное короткое платье с воротничком и застежкой на спине. Платье стюардессам предоставлялось двух цветов – красное и синее.дресс код стюардесс аэрофлота

дресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлота

дресс код стюардесс аэрофлота

дресс код стюардесс аэрофлота

В конце 70-х в гардеробе бортпроводниц появляется еще одна модель: темно-синий костюм без воротника с золотыми пуговицами и белая водолазка. Костюм был простым по крою, но очень элегантным.дресс код стюардесс аэрофлота

дресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлота

дресс код стюардесс аэрофлота

дресс код стюардесс аэрофлота

Для полетов в жаркие страны был представлен летний вариант – костюм коричневого цвета с традиционными для летних форм короткими рукавами и модным силуэтом 80-х

В 1986 году вводится новая униформа: строгий темно-синий костюм с яркими цветовыми акцентами – красно-синими шелковыми шарфами и красными шляпками. Благодаря этим милым головным уборам стюардесс в то время называли «Красными шапочками».

дресс код стюардесс аэрофлота

Летний вариант формы выглядел особенно привлекательно: светло-голубое платье с поясом и белым отложным воротничком. Это сочетание цветов символизировало лето и нежный цвет неба.

дресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлота

Стюардессы в начале 90-х вновь переодеваются – дизайнеры возвращаются к красному цвету. Лаконичный красный костюм дополняет белая блузка.

дресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлота

В 1997 году, к 30-летию создания Службы бортпроводников «Аэрофлота», стюардессы вновь получили новую форму. Разрабатывать ее поручили знаменитому кутюрье Валентину Юдашкину. Дизайнер одел «небесных ласточек» в строгие деловые костюмы: в линейке коллекции он использовал черные, красные и белые цвета. Черный костюм дополняла красная жилетка, белая блузка и галстук-бабочка. Кроить и шить форму Юдашкин поручил лучшим итальянским портным. дресс код стюардесс аэрофлота

«В 2003 году я выиграла тендер на разработку формы для «Аэрофлота», и это было судьбоносное событие. Победа позволила мне и моей команде вырасти как профессионалам, перейти на принципиально новый уровень. Например, я придумала принт на фартуке — коса через плечо. Она символизировала гостеприимство, женский характер. У нас в семье учили с детства, что у девушки должен быть открыт лоб и длинная коса. Поэтому Россия для меня — это коса, милосердие, русская кухня, гостеприимство.» – рассказывает Виктория Адреянова

дресс код стюардесс аэрофлота

дресс код стюардесс аэрофлотадресс код стюардесс аэрофлота

В форменный гардероб стюардесс «Аэрофлота» входили три блузки и два шарфа, которые можно было комбинировать по своему вкусу. Принт на блузке изображал винт самолета. Полный комплект одежды для бортпроводников включал 19 предметов: две юбки, три блузки, трикотажные жилет и жакет, брюки, пиджак, два шёлковых шарфа, плащ с капюшоном, пальто, шерстяной палантин, зимнюю шапку-боярку с мехом, фартук, шейный платок, колготки, кожаные перчатки.

Большая часть гардероба была сшита из полушерстяной костюмной ткани, которая не мялась и хорошо поглощала влагу. Кроме одежды Виктория Адреянова разработала и целую линейку аксессуаров: багажные сумки в оранжево-синей гамме, зажимы для галстуков, кармашки для бейджей. Летать в новой форме бортпроводники «Аэрофлота» начали с марта 2004 года.

Источник

Небесный гламур и проблемы дресс-кода стюардесс

дресс код стюардесс аэрофлота

Когда Джейд работала стюардессой на дальних рейсах, она порой представляла себе возможную ситуацию с больным пассажиром, и ее серьезно беспокоило вовсе не то, сможет ли она оказать достаточно эффективную помощь в салоне самолета.

Джейд обучали приемам сердечно-легочной реанимации на земле, когда на ней были удобные брюки.

Однако если бы такое понадобилось во время рейса, на Джейд была бы форма бортпроводницы (включая узкую ярко-красную юбку), на лице был бы макияж (губы в красной помаде), а ногти покрыты красным лаком.

Для Джейд это лишь еще один пример того, как практические аспекты выполнения работы сталкиваются с требованиями соблюдения строгого дресс-кода, и все потому, что авиакомпания хочет, чтобы ее работницы выглядели именно так, а не иначе в глазах пассажиров.

После скандалов 2017 года проблемы сексизма на рабочем месте обсуждаются довольно широко и бурно. Однако, кажется, происходящее в небе пока выпадает из поля зрения борцов за права женщин.

В ответе на запрос BBC Capital представитель Virgin Atlantic написал, что «знаковая униформа» этой авиалинии подвергается всесторонним испытаниям на предмет комфорта и безопасности, а бортпроводницы вправе носить брюки, если того пожелают.

Автор фото, Getty Images

Чтобы дресс-код был признан дискриминационным, нужны доказанные случаи менее благоприятного обращения с представителями того или иного пола

11 км на каблуках

Некоторые бортпроводницы настаивают на том, что всё это лишь усугубляется излишними требованиями к одежде персонала.

Бывшая стюардесса British Airways Мел Коллинз вспоминает, как страдала от бурсита и острых болей в спине, когда работала в воздухе.

Автор фото, Getty Images

И только когда Коллинз получила повышение и возглавила коллектив из 11 бортпроводниц, она сочла, что имеет право попросить, чтобы ей разрешили носить обувь на плоской подошве.

«Да и как можно ожидать серьезного к себе отношения, отношения как к человеку, который в случае опасности, возможно, спасет вам жизнь, если мы выглядим как надувные куклы?»

В упомянутом уже ответе по электронной почте представитель Virgin Atlantic написал, что авиакомпания не приемлет оскорбительного поведения в отношении членов экипажа, и работникам рекомендуется сообщать непосредственному начальству о любых подобных инцидентах на борту.

Автор фото, Marisa Mackle

Бывшая бортпроводница Aer Lingus Мариса Мэкл говорит, что ее постоянно беспокоил собственный вес и то, как она выглядит в униформе авиакомпании

Мел Коллинз вспоминает, как однажды, когда она принесла вино, пассажир спросил ее: «а где же молодые и гламурные?»

Неотъемлемая часть работы?

Консультант фирмы The Air Law Firm Пэм Чэмберс не ожидает исправления сложившейся ситуации в ближайшем будущем.

Автор фото, Emma O’Leary

Консультант по вопросам трудоустройства Эмма О’Лири из ELAS Group говорит, что авиакомпаниям надо пересмотреть свою политику в отношении дресс-кода, иначе они рискуют быть погребенными под жалобами и исками

Мариса Мэкл более пяти лет работала стюардессой на самолетах ирландского авиаперевозчика Aer Lingus и теперь пишет об этом книгу. Она согласна с тем, что положение авиакомпаний, борющихся за пассажиров, уязвимо.

И тем не менее однажды она потребовала снятия с рейса пассажира, который в салоне самолета похлопал ее по ягодицам. В то время (середина 2000-х) подобная реакция со стороны стюардессы была неслыханна, говорит она, и, судя по всему, стоила ей продвижения по службе.

Чэмберс добавляет, что в случаях серьезного противозаконного поведения пассажира самолет может быть посажен, и всем пассажирам придется покинуть воздушное судно.

Потери от задержки рейса и сложная внутренняя процедура разбора официальной жалобы обычно удерживают пострадавших членов экипажа от того, чтобы сделать историю достоянием гласности.

Однако по поводу дресс-кода бортпроводницы уже не стесняются говорить открыто.

Автор фото, Getty Images

Исследование, проведенное Королевским колледжем Лондона по заказу правительственной организации Acas, консультирующей по проблемам соблюдения трудового законодательства, выявило: работники (в том числе и авиакомпаний) хотели бы большей гибкости работодателей в вопросах дресс-кода.

И это вступает в прямое противоречие с политикой некоторых авиакомпаний и их, как сказано в отчете, «чрезмерной озабоченностью внешним видом сотрудников».

В еще одном отчете XpertHR (2015 г.) говорится, что в половине из опрошенных организаций разбирали жалобы сотрудников на требования дресс-кода, и, учитывая нарастающее количество прецедентов, эксперты по кадровым вопросам ожидают, что авиаиндустрию в этом смысле ждут непростые дни.

Кандола считает, что слишком женственная униформа открывает дорогу пренебрежительному поведению со стороны некоторых клиентов (или пассажиров), и «мы не должны больше принимать в качестве предлога объяснения руководства компаний, что, мол, такой образ работницы соответствует представлениям и ожиданиям клиентов. Это больше не актуально».

Консультант по вопросам трудоустройства Эмма О’Лири из ELAS Group согласна с Кандолой. Недавно она консультировала одну бортпроводницу относительно ее права надевать (или не надевать) туфли на высоком каблуке. Авиакомпаниям придется пересмотреть свою политику дресс-кода, уверена она, особенно в части обуви и макияжа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *