дресс код преподавателя вуза
Тотальный вузик
Тотальный контроль над профессорско-преподавательским составом российских вузов
Dog tag для препода
Как-то утречком я проходил по коридору вузика и увидел одного препода-задохлика с бейджиком на пиджаке. И усмехнулся над его дебилизмом. Затем увидел другую преподшу с бейджем. И подумал, что наверное сегодня увижу еще многих таких «долбанутых» преподавателей, косящих под офисный планктон. И не ошибся…
А в полдень ответственные лица в преподавательской торжественно предложили мне самому нацепить «собачий жетон». На что я вежливо отказался и ответил, что проверить реферат, курсовую или дипломную работу я и так смогу. А студенты, у которых я провожу семинарские и лекционные занятия, меня и так знают. И ещё поблагодарил их за заботу, и добавил, что непременно надену бейджик, но лет так через 40, когда у меня проблемы с памятью начнутся…
И думаю, что последняя фраза была явно излишней, ибо, как мне подсказывает интуиция, в следующем году я вряд ли буду совмещать в этом вузике…
Нужен ли российским вузовским преподавателям корпоративный стиль одежды?
Во многих российских университетах уже лет пять или шесть ректорат пытается ввести корпоративный стиль одежды или дресс-код для преподавателей. Пока что до сих пор все многочисленные мероприятия ограничивались запретом на мусульманский хиджаб, шорты, рваные джинсы, сандалии, грязную одежду и прочие либеральные извращения, в чём любит ходить на занятия низкопробная профессура всякого там Калифорнийского университета в Беркли. Ректорат ведомственных вузов пошёл по самому простому пути — принудительному ношению униформы, включая медицинские халаты для медвузов. Но вот необходимо ли такое нововведение для большинства российских педагогов в сфере ВПО?
Безусловно, многие россиянские преподы в вузиках одеваются бедно, убого и безвкусно. А попробуйте прибарахлиться в бутиках на 30,000 руб. должностного ежемесячного оклада! Однако до вульгарности амерских коллег большинству из них ещё далеко. Разумеется, отдельные шизоиды, приходящие в шортах, сандалиях и футболках на занятия — не в счёт. Поэтому необходимость введения общепринятого на уровне каждого отдельного университета установленного стиля одежды пока что следует считать преждевременным.
Система видеонаблюдения в университетах
Если же преподаватель будет обвинять студентов в «издевательстве», камеры видеонаблюдения предоставят записи, подтверждающие или опровергающие обвинение. При выявлении факта вандализма они помогут установить точное время происшествия и количество виновных, а также запечатлеть их лица и/или голоса. Без видеозаписи доказать 100% вину студента в акте вандализма или издевательстве над преподавателем достаточно трудно.
Зная о своей безнаказанности, студенты становятся настоящими «извергами», постоянно срывающими занятия, вследствие чего страдает и преподаватель, и качество образовательного процесса. Решить подобную проблему и предупредить неэтичное поведение помогает постоянная видеосъёмка происходящего в аудиториях, холлах ВУЗов, на лестничных маршах и т.п. С этой точки зрения установка системы видеоконтроля и слежения обладает очевидным преимуществом, поскольку является эффективным методом определения виновного при разборе конфликтной ситуации. В дополнение к видеоизображению современные камеры видеонаблюдения позволяют передавать звук без помех и искажений.
С другой стороны, наличие систем видеонаблюдения может привести к повышению скованности и без того застенчивых студентов. Мониторинг может повлиять и на поведение самого преподавателя. Если в обычной жизни препод – интересный человек, перед камерами видеоконтроля он может стать скромным и тихим. Хотя, практика показывает, что уверенные в себе преподаватели, знающие предмет на «отлично», не испытывают угнетения со стороны мониторов и ведут себя абсолютно естественно.
Кто следит за российскими преподавателями в вузе?
В некоторых вузах и вузиках этой страны ректоры решили, что неплохо бы использовать студсоветы для контроля студенческой дисциплины и слежки за посещаемостью занятий преподавателями. Что логично, ибо тетенькам пенсионного возраста из учебно-методического отдела и секретуткам из деканатов уже не нужно будет бегать по коридорам и проверять преподавателей — не прогуливают ли они занятия, да и камеры видеонаблюдения закупать не надобно.
Какая выгода для членов студенческих советов следить за посещаемостью студентов и преподавателей? Всё очень просто — в деканатах им обещают четвёрки и пятёрки в зачётных и экзаменационных ведомостях. Фактически же эти хунвейбины из студсоветов просто дублируют работу старост групп и потоков, хотя старосты тоже часто бывают замечены в подлоге списков посещаемости…
Базовый гардероб для преподавателя
20 ноября, 2016 at 22:18
Базовый гардероб для для преподавателя
Базовый гардероб для преподавателей, но не для училок – об этом будем говорить в статье!
Конечно же, как для мужчин, так и для женщин, я буду рассказывать про основу, которую неплохо было бы иметь в качестве базы, которую впоследствии Вы самостоятельно можете расширить в соответствии с личными предпочтениями!
Помните, что база – это всего лишь база, а составить полноценный гардероб можно прислушиваясь к себе, к своим потребностям в самовыражении.
Особенности и принципы подбора гардероба для преподавателя
Чтобы создать стильный базовый гардероб для преподавателя, важно учитывать тот факт, что Вы априори являетесь авторитетом перед учеником, что бы Вы ни преподавали, а потому следует обратить внимание на некоторые особенности, которых желательно придерживаться при создании стильного и современного образа:
Примеры цветов базового гардероба
Цвета и оттенки современного базового гардероба достаточно разнообразны, тем не менее, следует всегда помнить, что слушатель должен быть покоренным Вашей харизмой, в том числе и передаваемой через образ, а не разглядывать и хихикать над зеленым галстуком с изображением микки-мауса.
Основные актуальные цвета – это цвета бизнес дресс-кода, но с расширенными возможностями и допущениями:
Примеры вещей гардероба для преподавателя
Современная мода диктует свои правила! В том числе и правила для самопрезентации как для мужчин, так и для женщин. Сейчас важна как степень в образовании, так и умение заслужить доверие слушателя не только знаниями, но и гармоничным внешним видом.
Ниже я опишу примеры состава базового гардероба как для женщин, так и для мужчин, которые занимаются преподаванием, будь то ВУЗ, школа или другие образовательные заведения. Дресс-код может варьироваться в зависимости от формальности мероприятия.
Пример состава базового гардероба для мужчины-преподавателя:
Пример состава базового гардероба для женщины-преподавателя:
Затрудняетесь составить базовый гардероб самостоятельно? Воспользуйтесь помощью стилиста!
Дресс-код как элемент профессиональной культуры преподавателя вуза
Сиюхова Аминет Магаметовна |
доцент, профессор кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета
385000, Россия, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191
Doctor of Cultural Studies
Professor, the department of Philosophy, Social Studies and Pedagogy, Maykop State Technological University
385000, Russia, respublika Adygeya, g. Maikop, ul. Pervomaiskaya, 191
старший научный сотрудник управления научной деятельностью, Майкопский государственный технологический университет
385000, Россия, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191
Kubova Anzhela Askerovna
Senior Scientific Associate of Academic Work Management, Maikop State Technological University
385000, Russia, the Republic of Adygea, Maikop, Pervomayskaya Street 191
Просмотров статьи: 10600 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: Предметом изучения является отношение к дресс-коду в профессиональной деятельности. Дресс-код рассматривается как фактор формирования имиджа организации. На основании анализа научной литературы выявляются роль и значение дресс-кода в сфере образования. Определяются основные аспекты дресс-кода во взаимодействии организации и личности: коммуникативный, организационно-управленческий, психологический, экономический, правовой, гендерный, статусно-дифференцирующий. Выявляется мнение профессорского сообщества региона о возможности введения такой формы академической одежды как мантия. Методологией исследования является комплексный подход рассмотрения дресс-кода как фактора профессиональной культуры преподавателя вуза. Локально используется метод социологического опроса в форме интервью. В соответствии с результатами опроса профессорского сообщества по отношению к обязательному ношению мантии в университетах делается вывод о отсутствии необходимости введения обязательного ношения мантии в университете. Также делается вывод о дуальной функциональности дресс-кода, способного как увеличить, так и снизить эффективность труда, вследствие чего нежелательно вводить его в жесткой форме.
Ключевые слова: дресс-код, образовательные учреждения, имидж, профессиональная культура, профессиональный престиж, коммуникативный аспект, гендерный аспект, организационный аспект, академическая мантия, амбивалентность дресс-кода
Abstract:
The subject of this article is the relation to dress code in professional career, which is viewed as a factor of establishment of the image of organization. Based on the analysis of scientific literature, the author determines the role and importance of dress code in the area of education, as well as defines the key aspects of dress code in interaction of an organization and a person: communicative, economic, legal, gender, and status differentiating. The article presents the opinion of the regional professors’ community regarding the possibility of implementation of such form of academic clothes as academic mantle. The methodology of this research contains the complex approach of examination of dress code as a factor of professional culture of a university professor. In accordance with the results of a survey of the professors’ community in reference to the mandatory wearing of academic mantle in the universities, the author believes that there is no need for implementation of the aforementioned form of academic clothes. The author also comes to a conclusion on the dual functionality of dress code that can increase or reduce the efficiency of work, due to which it should not be implemented as mandatory.
Современное общество сложно структурировано, в нем можно выделить множество подсистем, иерархически и неиерархически соотносящихся друг с другом. Одной из наиболее значимых является сфера коллективно организованного труда, другими словами – система профессиональных организаций, обеспечивающих определенные потребности населения. Для более четкого обозначения деятельности организаций и формирования их положительного имиджа менеджмент может вводить требование такого элемента деловой культуры, как дресс-код, то есть предлагать придерживаться определенных принципов составления костюма для нахождения на предприятии. Подобные предписания существенно влияют на социальное самочувствие работников, вследствие чего проблематика дресс-кода может быть рассмотрена как фактор профессиональной культуры на примере учреждений системы высшего образования.
Данные рассуждения приводят к выводу, что стиль одежды преподавателей играет одну из последних ролей в создании положительного имиджа вуза, уступая таким факторам, как уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава, материальная обеспеченность учебного процесса современным оборудованием, востребованность выпускников на рынке труда и пр.
Знакомство с научной литературой и собственный опыт работы в сфере высшего образования приводят к пониманию неоднозначности влияния дресс-кода, с одной стороны, на эффективность деятельности учреждения, с другой стороны, на социальное самочувствие самого работника. Такая двойственность, например, выражается в том, что дресс-код может лишать человека свободы выбора, и в то же время может освобождать его от проблемы выбора одежды, то есть увеличивается доля свободы использовать энергию для другой деятельности. Если рассматривать социально-экономическую сторону дресс-кода, также можно выразить неоднозначное отношение. С одной стороны, может показаться, что использование типовой одежды должно дать экономию личного бюджета преподавателя. Однако на практике это не подтверждается. Во-первых, этикет и правила гигиены предполагают ежедневную смену одежды, что требует как минимум двух-трех комплектов. Во-вторых, одежда классического стиля выглядит презентабельно только в случае, если она изготовлена из качественных, по возможности, натуральных материалов, и не часто подвергается стирке. К тому же, гардероб женщины-преподавателя не может ограничиваться только одеждой для работы. Таким образом, дресс-код не дает материальной экономии, а напротив, увеличивает расходы.
Двойственная природа дресс-кода обусловлена также тем, что он может представляться неким катализатором карьерно-профессиональных устремлений педагога. Строгое следование принципам дресс-кода явно демонстрирует осознанное или до поры неосознанное желание преподавателя продвинуться по карьерной лестнице в сферу администрирования. Элегантно одетого дисциплинированного сотрудника руководство замечает и может его «рекрутировать», если возникнет необходимость представлять вуз для внешних структур взаимодействия и управления. Если преподаватель предпочитает неформальный стиль в одежде, это чаще всего свидетельствует о его нежелании активно участвовать в сфере руководства учебным процессом, а основное время посвящать, например, научной работе. Для такого сотрудника является насущной необходимостью продолжение профессиональной деятельности вне рабочего времени (чтение научной литературы, написание научных статей и работа над диссертацией, редактирование и рецензирование чужих научных текстов, разработка учебных пособий и пр.). В этом смысле трата времени и психической энергии на дресс-код может восприниматься как помеха творчеству. Из этого следует вывод, что в целом массовое следование правилам делового стиля в одежде повышает имидж вуза, однако вполне допустимо, чтобы сотрудники, занимающиеся наукой и непосредственной работой со студентами, имели возможность использовать умеренно свободный стиль одежды, например – джинсы и вязаные джемпера.
Первый интервьюированный одобрительно ответил, что повседневное использование мантии профессорами визуально подчеркнуло бы высокий статус преподавателя и увеличило доверие студентов к материалу его лекций. Второй респондент, не имея ничего против идеи мантии, в своей деятельности не хотел бы ее использовать по практическим соображениям, т.к. из-за постоянной необходимости вести записи мелом на доске черная мантия будет пачкаться, предавая в целом неопрятный вид лектору. Но в каких-то торжественных случаях, например при праздновании юбилея университета, мантия вполне уместна.
Третий опрошенный высказался категорически против мантии, считая, что обучение в вузе, в том числе в форме лекции, – это совместный творческий процесс преподавателей и студентов. Поэтому формализация одежды лектора может стать неким барьером для эффективной двусторонней коммуникации. При этом уровень неформальности одежды преподавателя не должен выходить за рамки общепринятых норм.
Последний участник интервью выразил горячую поддержку идеи введения мантии в практику университета. Однако им было высказано мнение о том, что право носить мантию должно быть исключительным. Такое право должно даваться только преподавателям, имеющим ученое звание профессора, читающим лекции на актуальные темы для больших аудиторий. В ином случае есть опасность, что мантия превратится в клоунский наряд, подчеркивающий профессиональную некомпетентность отдельных преподавателей.
Все высказанные мнения о возможности внедрения мантии в вузе, на наш взгляд, имеют рациональное зерно. Однако более важным результатом опроса стал явленный дух свободы мышления в университетской среде, хотя бы и по такому частному вопросу.
Таким образом, рассмотрев социокультурную проблематику дресс-кода в образовательных учреждениях высшей школы, мы можем выделить основные аспекты отношения к нему:
— коммуникативный аспект – дресс-код как визуальная форма информации о функциях организации и сотрудников;
— организационно-управленческий аспект – дресс-код как дисциплинарно-сдерживающий и сплачивающий фактор;
— психологический аспект – дресс-код как фактор свободы/несвободы личности;
— экономический аспект – дресс код как причина дополнительных расходов;
— правовой аспект – дресс-код как негласное условие трудового договора;
— гендерный аспект – дресс-код как инструмент гендерной идентичности и репрезентации;
— статусно-дифференцирующий аспект – дресс-код как выражение престижа и катализатор карьерных устремлений сотрудника.
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи
Дресс-код в мешке
Это темные пиджаки, строгие брюки или юбки, блэйзеры, конечно, галстуки. Зачастую униформа украшена гербом учебного заведения. Все элементы гардероба преподавателя с туманного Альбиона, как правило, изготовлены из натуральных и качественных тканей. Особой популярностью пользуется шерсть. Она не даст замерзнуть в сырую погоду.
Пакистан
Если мужской костюм удобен и даже в какой-то степени приспособлен под климатические особенности страны, то педагогам женского пола приходится мириться с некоторыми сложностями. Правила достаточно строгие. Обязательным атрибутом униформы является хиджаб. Более того, им нельзя иметь ни одного открытого участка тела.
Не надо писка моды
По словам преподавателя одного из стамбульских университетов, чаще всего профессорский состав одевается скромно и неброско, при этом никаких конкретных указаний со стороны руководства нет. Как правило, это костюм или рубашка. Необходимо, чтобы преподаватель выглядел аккуратно. Да и заработная плата педагога не позволит угнаться за последним писком моды. К тому же, по мнению нашего собеседника, люди науки вряд ли будут одеваться чересчур экстравагантно, чего не скажешь о студентах. Иногда они приходят на занятия в майках, рваных джинсах или сидят за партой в шапке. Но, по словам профессора, это не проблема. Главное, чтобы студент хорошо учился. В школах ученики должны носить однообразную форму: обычно это рубашки с логотипом школы или лицея и строгие брюки или юбка. Преподавателей эти изменения не коснулись.
Джинсы вне закона
В целом и зачастую, к немалому удивлению самих учителей, в последние год-два эта тема все чаще становится предметом для обсуждения. Параллельно с тем как растет число школ, вводящих форму или дресс-код для учеников, все больше учебных заведений начинают накладывать определенные ограничения и для преподавателей.
Причем идет эта волна не от руководства штатов или образовательных округов, а по большей части от родителей. Если дети по какой-то причине в восторге от внешнего вида кого-либо из педагогов, абсолютное большинство которых женщины, и рассказывают об этом взрослым, то последние торопятся с жалобами к руководству школы или округа. А руководство в ответ вводит дресс-код для учителей.
Одним из наиболее консервативных в этом смысле является штат Аризона. Так, в прошлом году одна из школ штата, а за ней и образовательный округ, запретили преподавателям носить короткие юбки и шорты, сандалии, слишком облегающую или прозрачную одежду, блузки с глубоким декольте или демонстрирующие обнаженные талию, плечи, нижнее белье. Но и этого родителям показалось мало. Вскоре преподавателей ограничили и в плане цвета волос, татуировок и пирсинга. По мнению руководства округа, все это делает преподавателя выглядящим непрофессионально: он должен одеждой подавать пример детям, а не отвлекать их от учебы.
В Аризоне на уровне штата учителям разрешено носить джинсы не чаще раза в неделю: считается, что они выглядят слишком повседневно. В одной из школ Нью-Йорка пошли еще дальше и вовсе объявили преподавателей в джинсах вне закона. В штате Висконсин с 2011 года нельзя появляться перед школьниками в футболках и спортивной одежде. Некоторые школы запрещают преподавателям-мужчинам носить усы или бороду. Другие не приветствуют украшения или яркий макияж.
Однако не все так придирчивы и конкретны. Например, образовательный округ Лос-Анджелеса требует от учителя выглядеть лишь «опрятным и чистым». А в Вирджинии одежда должна в целом «отражать профессионализм» преподавателя.
За нарушение дресс-кода особо строгих наказаний нет. По большей части эпатажного преподавателя отправят домой переодеться, а в случае регулярного неповиновения примут дисциплинарные меры.
Сами учителя тоже не всегда безропотно сносят покушения на право определять свой внешний вид. Известны случаи, когда попытки ввести дресс-код проваливались из-за сопротивления профсоюзов преподавателей.
По мнению ряда специалистов, причиной дискуссий о дресс-коде для школьных педагогов может быть и то, что преподаватели, особенно из числа недавних выпускниц вузов, стремятся не отставать от либеральных преобразований в обществе и стараются выглядеть современно и оригинально, в какой-то степени эпатировать окружающих, не стесняются самовыражаться с помощью одежды, в том числе на работе. Так что, возможно, дело здесь не столько в укреплении консервативных настроений, сколько в реакции родителей на чрезмерно быстрые перемены в нормах поведения и одежды, особенно среди молодежи.
Так завещал Конфуций
С другой стороны, в обмен за огромный авторитет и почитание от учителя ждут, что он будет безупречен и станет примером во всем. Понятно, что время и западные новшества вносят свои коррективы, но все равно в Корее считается, что преподаватель должен быть образцом. Это в полной мере касается и внешнего вида. В Южной Корее не существует официальных правил и инструкций по поводу того, что можно, а чего нельзя. Однако роль строжайших рамок и предписаний выполняют как традиция, так и общественное мнение. Поэтому педагог, с точки зрения корейцев, всегда должен быть одет строго, опрятно, чисто. Вряд ли вы увидите корейского школьного учителя, который пошел в школу в шортах либо в слишком короткой мини-юбке. Не приветствуется и чрезмерное количество украшений.
Практически всегда общественное мнение, сильные конфуцианские традиции и общий статус учителя обеспечивают строгие рамки неформального «дресс-кода» не хуже, чем это сделали бы какие-либо формальные инструкции. Исключение лишь для иностранцев, которые в корейских школах преподают иностранные языки. Здесь шорты и несколько панибратское отношение между учителем и учениками считается отражением части культуры той страны, чей язык школьники изучают. Правда, это в первую очередь касается иностранных преподавателей английского и других западных языков. Если же преподаватель-иностранец является выходцем из Китая или Японии, то от него тоже будут ждать «корейского подхода» к внешнему виду.
С пляжа на занятия
Практически ни одно учебное заведение в Бразилии не заставляет преподавателей проводить занятия в костюме. Обычно они приходят в свободной одежде: джинсах, рубашках, в некоторых случаях можно даже надеть майку поло или футболку. Однако это больше зависит от школы, университета и климатических условий. Невозможно представить, чтобы учитель на юге страны, где зимой выпадает снег, пришел на занятия в шортах. Но также сложно понять запрет на ношение легкой одежды на севере страны, где круглый год влажность воздуха около ста процентов, а снег видели только по телевизору.
Не так давно префект города Рио-де-Жанейро разрешил школьным преподавателям в летний период приходить на работу в шортах. По его мнению, работать в 40-градусную жару в закрытом помещении без кондиционера и с большим количеством людей проще в легкой одежде. Это вызвало неоднозначную реакцию как учеников, так и самих учителей. Некоторые до сих пор высказываются довольно жестко о таком решении, а остальные с удовольствием натянули белые шорты.
Есть и обратные примеры. Так в Университете штата Сеара, расположенного на северо-востоке Бразилии, не так давно произошел скандал: молодой профессор в воскресенье пришел на прием кандидатов в аспирантуру в шортах. Его исключили из приемной комиссии. Несмотря на то что устав учебного заведения запрещает появление на территории университета в подобном виде, изгнание профессора вызвало недовольство его студентов. В знак протеста они провели День в шортах на своем факультете.
На босу ногу
Министерство образования Израиля делало несколько попыток унифицировать «дресс-код» в светских учебных заведениях. Особое внимание обращалось на местных учительниц, которые нередко приходят на уроки в майках с открытым животом, настолько коротких юбках, что ученикам старших классов совсем непросто сосредоточиться именно на содержании урока. И это при том, что в Израиле большую часть года жара.
Неудивительно, что сравнительно недавно председатель учительского профсоюза Йоси Вассерман обратились к педагогическому корпусу с настоятельной просьбой приходить на уроки в одежде, отличной от пляжной. Чтобы избежать обвинений в «администрировании», в «чиновничьем давлении» или даже в «ограничении свободы воли», в обращении делалась важная оговорка: «Речь не идет об учительской униформе, мы просто просим соблюдать нормы приличия, обязательные в общественных местах, а уж тем более в школе».
А мужчинам хоть в юбках
Можно ли учителям-мужчинам прийти в шортах на урок? В Берлине можно! Никаких правовых норм, предписывающих определенный дресс-код педагогам в государственных школах и преподавателям в госвузах, здесь не существует.