дресс код как законы моды определяли историю
Как появились деловой костюм и дресс-код?
В наше время под дресс-кодом понимаются нормы и правила в одежде, предписывающие человеку выглядеть определенным образом в зависимости от мероприятия, на котором он собирается присутствовать. И понятие дресс-кода неизменно сопряжено с представлением о деловом костюме. Но как все это появилось?
В разные времена
Определенные требования к одежде существовали в разные времена и в разных культурах. В Античности такие предписания были для людей разных профессий и слоев населения, разного статуса в обществе. Например, в Древней Греции одежда свободного человека и раба различалась. В Древнем Риме наличие пурпурного цвета в одеяниях означало принадлежность их владельца к государственной власти. Аналогично обстояло дело с желтым цветом в Древнем Китае. Все это напоминает цветовую дифференциацию штанов, позволявшую жителям вымышленной планеты Плюк из фильма «Кин-дза-дза!» демонстрировать свой социальный статус.
Родом из Англии
Такое понятие, как «дресс-код» (от англ. dress code – «кодекс одежды»), впервые появилось в Англии более ста лет назад. Смысл явления состоял в том, что любой образованный человек в состоянии понять зашифрованный язык костюма, платья. Например, по одежде можно определить, к какой профессиональной группе принадлежит человек. В некоторых компаниях существует свой дресс-код, продолжающий корпоративную культуру. Сотрудник, подписывая трудовой договор, может быть обязан соблюдать требования к одежде, принятые в фирме.
Существует около десяти дресс-кодов, определяющих внешний вид человека в зависимости от времени суток и вида мероприятия, которое он посещает. Есть также практика указывать требуемую форму одежды в официальных приглашениях или анонсах событий.
Деловой костюм
Деловой костюм в данном случае – одна из форм одежды, которая принята в бизнес-среде и полагается при посещении официальных мероприятий. Строгий костюм относится к деловому стилю одежды. С начала прошлого столетия классический деловой дресс-код для мужчин практически не изменился – он холодно относится к веяниям моды, оставаясь весьма консервативным: рубашка, галстук или бабочка, пиджак с брюками из одной ткани, иногда жилет, классические туфли и минимум аксессуаров (например, карманные часы, запонки, нагрудный платок).
Кстати, женский деловой дресс-код тоже появился благодаря англичанам, во многом это связано с эмансипацией. Уже к концу XIX века женщины были полны решимости доказать всем, в том числе самим себе, что способны на большее, чем просто быть домохозяйками. Получив право работать и работать за деньги, как и мужчины, женщинам понадобилась соответствующая одежда. В начале XX века английский кутюрье Джон Редферн начал шить женские сюртуки, по крою похожие на мужские. Немногие женщины, работавшие секретарями и учителями, носили максимально простую и сдержанную одежду: длинную и узкую черную юбку с поясом, белую блузку с брошью у высокого воротника-стойки. При выходе на улицу надевался длинный пиджак из одной с юбкой ткани. А вот женские брюки стали входить в обиход спустя почти сто лет.
Дресс-код доступа
Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе.
Текст Денис Песков
Е сли вы посмотрите на однодолларовую купюру, то вам может показаться, что Вашингтон в парике. Старина Джордж мог бы быть доволен собой: он его не носил, но пудрил и зачесывал волосы, чтобы создавалась видимость парика, что приличествовало дресс-коду президента.
Миллионы людей должны соблюдать дресс-код каждый день на работе или в школе, и миллионы сталкиваются с ним в нерабочее время в ресторанах, ночных клубах и театрах. Некоторые дресс-коды не только предписывают и запрещают определенную одежду, но и настойчивы в деталях. Специальный 44-страничный документ швейцарского банка UBS предписывает сотрудникам следить, чтобы украшения соответствовали цвету оправы очков, а галстук касался верха пряжки ремня. Экс-президент Трамп, к слову, часто завязывал галстук так, что его узкий кончик, скрываемый за широким, просто не доставал до специальной петли, которая должна его удерживать. Находчивый Трамп просто фиксировал его скотчем, что иной раз было заметно.
Профессор Стэнфорда Ричард Томпсон Форд, автор книги «Дресс-код: Как законы моды определяли историю», знаком со стилем не понаслышке и с галстуком точно на «ты»: в 2009 году он был одним из полуфиналистов конкурса «Самый элегантный мужчина» журнала Esquire. «Начиная с позднего Средневековья и до эпохи Просвещения как закон, так и обычай требовали, чтобы одежда оглашала социальный класс, касту, род занятий, религию и, конечно же, пол носящего, — пишет он. — Эти дресс-коды превратили одежду в символ статуса, установив невербальный язык, который остается с нами и по сей день».
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.
Дресс-код доступа: по какой теперь «одежке» встречают в приличном обществе
Если вы посмотрите на однодолларовую купюру, то вам может показаться, что Вашингтон в парике. Старина Джордж мог бы быть доволен собой: он его не носил, но пудрил и зачесывал волосы, чтобы создавалась видимость парика, что приличествовало дресс-коду президента.
Миллионы людей должны соблюдать дресс-код каждый день на работе или в школе, и миллионы сталкиваются с ним в нерабочее время в ресторанах, ночных клубах и театрах. Некоторые дресс-коды не только предписывают и запрещают определенную одежду, но и настойчивы в деталях. Специальный 44-страничный документ швейцарского банка UBS предписывает сотрудникам следить, чтобы украшения соответствовали цвету оправы очков, а галстук касался верха пряжки ремня. Экс-президент Трамп, к слову, часто завязывал галстук так, что его узкий кончик, скрываемый за широким, просто не доставал до специальной петли, которая должна его удерживать. Находчивый Трамп просто фиксировал его скотчем, что иной раз было заметно.
Профессор Стэнфорда Ричард Томпсон Форд, автор книги «Дресс-код: Как законы моды определяли историю», знаком со стилем не понаслышке и с галстуком точно на «ты»: в 2009 году он был одним из полуфиналистов конкурса «Самый элегантный мужчина» журнала Esquire. «Начиная с позднего Средневековья и до эпохи Просвещения как закон, так и обычай требовали, чтобы одежда оглашала социальный класс, касту, род занятий, религию и, конечно же, пол носящего, — пишет он. — Эти дресс-коды превратили одежду в символ статуса, установив невербальный язык, который остается с нами и по сей день».
В прежние времена нарушения установлений в одежде грозили не только увольнением или побоями, но и смертной казнью. Не имея возможности дискредитировать веру Жанны д’Арк устными показаниями, трибунал воспользовался «заявлениями», сделанными ее одеждой. В бою она носила доспехи, требовавшие традиционно мужского одеяния (например, штанов). Ссылаясь на Второзаконие («На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий сие»), трибунал обвинил Жанну в ереси.
Сегодня ситуация не столь драматична. Даже напротив: в 2019-м топ-менеджеры Goldman Sachs разослали внутреннее электронное письмо с темой «Фирменный дресс-код». В нем, в частности, говорится: «Учитывая меняющийся характер рабочей атмосферы в пользу более непринужденной обстановки, мы считаем, что сейчас самое подходящее время перейти к гибкому дресс-коду». В том же году The Wall Street Journal сообщила, что продажи мужских костюмов за четыре года упали на 8%. Продажи у женщин также вряд ли выглядели хорошо, учитывая, что иконы стиля не помогали. Так, Мишель Обама все два срока мужа в Белом доме почти всегда надевала платье, в то время как до нее первые леди носили юбочный костюм.
Но частные послабления еще не означают отступления от дресс-кода. Офисные работники с Манхэттена облачились в то, что иронично называют «униформа Мидтауна». Ее центральный элемент — флисовый жилет Patagonia. Он может быть другой марки, но должен иметь эквивалентную цену и практичную немодность (Vineyard Vines, Nautica или Moncler подходят, но опасно модны, а все, что сделано компанией, которая также продает женские сумки, одеколоны или обычные мужские костюмы, неприемлемо). Особенно престижен «патагонский» флис, украшенный эксклюзивным логотипом компании или конференции (и не доступный широкой публике).
В калифорнийском Пало-Альто легко определить, кто в «технологиях», по тому, что он носит. Можно даже сказать, какая конкретно работа у человека. Инженер? Футболка, джинсы и толстовка. Толстовка — визитка молодых талантов. Кардиган на молнии поверх рубашки, у которой пуговицы на воротнике, — признак венчурного капиталиста. Разработчики программного обеспечения могут щегольнуть дизайнерскими толстовками и селвидж денимом. По словам инсайдеров Кремниевой долины, «в быстро меняющемся мире технологий имеет смысл показать, что вы не тратите драгоценное время на что-то столь тщетное, как мода». Когда CEO Yahoo! Марисса Майер в 2013 году появилась на развороте журнала Vogue в сапфирово-синем платье Michael Kors и туфлях на шпильках Yves Saint Laurent, реакция Кремниевой долины была неодобрительной. Один комментатор подытожил общее мнение, сказав, что она «выглядит, как будто в отпуске. Она расслабляется, в то время как все остальные вкалывают». Основатель Facebook Марк Цукерберг, прославившийся «униформой» из толстовки-худи или серой футболки, тоже не удовлетворился тем, что у него просто удобный и невыразительный гардероб. Он приписал ему глубинный смысл: «Я хочу упростить свою жизнь, чтобы мне приходилось принимать как можно меньше решений о чем-либо, кроме того, как лучше служить этому сообществу [Facebook]». Это не помешало ему прийти в Сенат США в строгом костюме — на кону было будущее компании, и подчинение заведенному там дресс-коду было хорошим способом показать свою готовность сотрудничать.
Конечно, можно изящно выйти из гонок за стилем: преподаватели американских университетов пользуются, пожалуй, наибольшей свободой среди всех наемных работников в капиталистическом мире. На конференциях профессора вузов Лиги плюща почти всегда наименее прилично одетые люди в зале. «Пожизненный» профессор заявляет о своем статусе, переворачивая традиционный символизм вверх ногами: ему не нужно «произвести впечатление», потому что в этом мире он уже состоялся. Участие профессора Томпсона Форда в конкурсе самых элегантно одетых — простительное чудачество.
Бархатный пиджак и шорты в горошек: 5 образов, в которых не стыдно выйти в Zoom
История дресс-кода от Николая до наших дней
184 года назад императорским указом было утверждено «Положение о гражданских мундирах»
«Когда у общества нет цветовой
Из кинофильма «Кин-Дза-Дза»
Саркастичный эпиграф, взятый нами из популярного фильма Георгия Данелии «Кин-Дза-Дза», про штаны и их цвет, на самом деле, отражает особенность человеческой общественной психологии, которая существовала всегда, в разные эпохи и в самых разных цивилизациях.
Что в глубокой древности, что и по сей день цвет, крой, нашивка, погон, обшлаг и даже узор скажут о положении человека в той ли иной иерархии еще до того, как он успел открыть рот. Не случайно же в русской пословице говорится о том, что по одежке встречают.
Но опускать линию талии не дам!
В Древнем Риме тогу пурпурного цвета могли носить только полководцы-триумфаторы, первые римские цари, а впоследствии император и представители высшей знати. На Руси золотые пояса полагались только князьям. Впрочем, в Новгородской республике их носили и знатные бояре, обладавшие в том государственном образовании вполне реальной властью. Одежда и украшения желтого цвета в императорском Китае на протяжении веков не дозволялись никому, кроме императоров.
Понятное дело, что на русской земле еще за столетия до того, как стало принято щеголять заимственным английским словечком дресс-код, облачение царя нельзя было спутать с нарядом боярина, а одежда дворянина заметно отличалась от того, во что приходилось одеваться простолюдину. Тем не менее, при наличии целого ряда отличительных внешних признаков, сохранялась и некоторая доля вольности, благодаря которой государевы люди не выглядели, как на параде.
Все, ествественно, стало меняться при Петре Первом, который задумал причесать служащих под одну гребенку на западноевропейский манер.
Музей космонавтики. Звездный городок, Московская область. Мундир летчика-космонавта Юрия Гагарина. Фото: www.globallookpress.com
Тем не менее, как показывает история, даже после этого до приличий и чаемого монархами единообразия среди служащих было довольно далеко. В частности, посетив в августе 1828 года заседание Сената, государь Николай Первый к своему неудовольствию отметил, что многие государственные мужи носят мундиры, как позволяют им средства и собственный взыскательный или не очень вкус, в том числе и с полосатыми шароварами. После чего поручил прокуратуре следить за пристойным видом сенаторов, а Императорской канцелярии разработать проект Общего положения о гражданских мундирах. Документ готовили шесть лет.
Самое интересное, что «справлять» мундиры чиновники должны были за свой счет. Вне завивисмости от их ранга и дохода. Ну, как тут не вспомнить незабвенного гоголевского Акакия Акакиевича:
Где взять другие сорок рублей? Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем. Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели».
Стоит отметить, что николаевские нововведения коснулись не только государственных служащих, но и придворных дам, несмотря на то, что впервые в истории России «придворные платья», согласно воспоминаниям фрейлины Варвары Головиной, появились еще при коронации Павла Первого в 1797 году. Надо отметить, что заботились государи и о национальной идентичности, введя для придворных дам так называемые русские платья, напоминавшие сарафаны и позаимствовавшие иные детали русского традиционного женского костюма.
Вот что писал про коронацию уже Николая Первого французский писатель Жак-Франсуа Ансело:
Женщинам полагалось явиться в национальном костюме, и лишь немногие ослушались этого предписания. Национальный наряд, кокетливо видоизмененный и роскошно украшенный, сообщал дамским костюмам пикантное своеобразие. Женские головные уборы, род диадемы из шелка, расшитый золотом и серебром, блистали брильянтами. Корсаж, украшенный сапфирами и изумрудами, заключал грудь в сверкающие латы, а из-под короткой юбки видны были ножки в шелковых чулках и вышитых туфлях. На плечи девушек спадали длинные косы с большими бантами на концах».
Как видите, без цветовой дифферециации, на сей раз, платьев не обошлось и тут. При этом, согласно воспоминаниям очевидцев, государь Николай Первый сильно гневался, если видел, что какая-нибудь из приворных дам позволяла себе отход от установленных норм.
Зачем русским чиновницам шляпы английские шляпы?
Что ни говори, а было в этом какое-то свое особое обаяние, надежность, правильность, система, традиция. Когда ты четко понимал, что все находится на своем месте, и трамвай с форменным вагоновожатым прибудет точно по расписанию, окрестр пожарных в медных касках и в эти выходные будет исполнять в ближайшем парке «На сопках Маньчжурии», а извозчик в шляпе и неизменной бородой не спросит, коверкая русские слова: «А дорогу покажешь?». И вооруженная револьвером женщина, переодетая мужчиной, не ворвется в твою квартиру, чтобы поставить вопрос об уплотнении, и вооруженная до зубов пьянь не вломится в твой дом, чтобы отобрать излишки.
Там где красиво.
Зарождение дресс-кода.
Америка, хлопок, 1810-15
Жакет Спенсер с Юбкой, хлопок
Франция,около 1815 г.
И вторая категория это «full dress», ну тут понятно уже, как мы говорим – быть при полном параде, то есть это наиболее формальная одежда.
Вечернее Платье, хлопок
Америка,1809
Шелковая сетка с вышивкой и атлас
Европа, около 1825
Дневные наряды включают любое платье надетое утром, так же для шопинга, для проведения времени на улице, для поездки на любом виде экипажа, для верховой езды, или для званных обедов. «Full dress» было предусмотрено для вечернего бала, для очень особого ужина, для оперы или для Royal Court (это не для явки в суд, а для Королевского или Правительственного совета).
Главная разница между этими двумя категориями была в более низком лифе для вечера. Но в практике «full dress» подразумевал целый ансамбль; короткий рукав, платье с завышенной талией и с глубоким вырезом эпохи Ампир (часто из муслина, но этим не ограничивались, также использовался шелк, атлас и другие модные ткани) и в том числе вечерние перчатки, сложный головной убор, несколько драгоценных камней, веер, возможно ридикюль и атласные туфельки. Другие аксессуары могли свисать на руках: боа, шали, шарфы.
Атлас, вышивка из шелковой и металлической нити с блестками, льняная сетка
Европа, 1795.
Перламутр, страусиные перья
Франция, 19-го века
Зеленый шелковый ридикюль,1815
Митенки
Америка, начало 19 века
Шаль, шерсть и шелк
Франция, 19 век
Тапочки, кожа
Европа, 1795-1810
А теперь если разделить на подгруппы то выходит вот что
Morning dress – утреннее платье
Хлопок
Америка, начало 19 века
Утреннее платье, шелк
Америка, 1806-19
Утреннее платье, хлопок, шерсть
Америка, 1806
Утреннее платье, хлопок
Англия, 1815-18
Утреннее платье, хлопок
Англия, 1820
Пелерина, 1820-х годов
хлопок
Утреннее платье, лен
Америка или Европа, начало 19 века
Walking-out dress – прогулочное платье ( для разных видов прогулок, и прогулка по набережной)
Пелисс (длинная мантилья с высокой застежкой) шелк, ручная работа
Англия, 1809
Шелковый крепдешин и атлас
Америка, 1815-20
Редингот (англ. riding coat)
Франция, 1810-15
Пелисс, шелк
Вероятно Америка, 1820
Carriage dress – платья для поездок в экипаже
Пелисс, шелк
Англия, 1825
Шелк
Европа, начало 1820-х
Золотое шелковое платье и спенсер (короткий жакет)
Филадельфия, 1800-1810
Шелковый дамаст
1815-20
Костюм для верховой езды, шерстяное сукно
Около 1810
Костюм «Амазонка», шерстяной фетр
Копия оригинала с 1810г. для фильма «Мэнсфилд Парк» (1999), для Джейн Остин
Платье для Верховой Езды для теплого климата
плотный хлопок или полотно
1810 г.
afternoon dress – дневное ( то есть после полудня) платье
Муслин, вышивка хлопчатобумажной нитью
Импортирован из Индии, Англия, 1800
Дневное платье, шелк
Франция, 1814
Хлопок, шелк
Америка, 1810
Дневное платье, набивная ткань
1815-1825
promenade dress – платье для променада
Куртка «спенсер», бархат с атласом
Англия, 1818
Спенсер, шелковый бархат
1815г.
Пелисс, шелковый дамаст
Америка, 1820
Пелисс, шелк
Франция, 1815
Кашемировая вышитая ( в ручную) мантия
начало 19 ст.
dinner dress – платье для ужина
Платье для ужина, шелк, хлопок
Англия, 1820
Светло- коричневая в полоску шелковая тафта
1810г.
Клетчатое шелковое платье
1820-е
Шелкова тафта
Англия, начало 1820-х
opera dress – платья для посещения оперы и театра
Льняное кружево
Англия, около 1818
Шелковый муслин с серебряной нитью, льняной внутренний корсаж
Америка, начало 19 ст.
Хлопок, газ, шерсть (вышивка), шелк атлас
Франция, около 1820 г.
Вечернее платье, машинная шелковая сетка, шелковая вышивка, атласные детали
Вечернее платье, хлопок
Франция, 1804–5
Вечернее платье, хлопок, шелк
Вероятно Англия, 1795
Шелк
Вероятно Франция, 1810
Вечернее платье
Франция, 1814
Бальное платье, атласный шелк, коклюшечное кружево
Англия или Франция, 1820-1823
Бальное платье, шелк
Америка, 1820
Придворное платье, шелк, металлическая нить
Вероятно Германия, 1828
Придворное платье, шелковый стриженый бархат, расшитый золотой металлической нитью
Франция, 1809
Придворный шлейф, шелк, металлическая нить
Франция, 1809
Видите разницу? В теории, «undress» носилось утром, «Half Dress» днем, и «Full dress» для вечерних мероприятий.
Дамская шляпка, шелк
Америка, 1810
Для модных изданий утреннее платье, даже если оно называется «семейное» или «домашнее» и в помещении, как правило, показано с головным убором. ( О головных уборах этой эпохи хочу написать чуть позже).
Приглашая в гости хозяйка часто бывала в домашнем или утреннем наряде, в то время, когда гость одет в прогулочную или утреннюю для посещения одежду.
Прогулочный и для посещения пелисс, шелк, хлопок, ручная работа
Англия, 1820
Платье для посещений, шелк
Англия, 1822
Утреннее платье, в основном, наиболее простой тип. В помещении, утром, с платьем носили чепец, капор (также называемый «capote»), тюрбан, или вуаль. Все эти головные уборы носили также и вне помещения. В этом случае чепчики обычно одевались под капором и шляпкой. Иногда под утренний наряд завязывалась лента для волос, но, как правило эти повязки были скручены из платка или шарфа, часто с перьями (они были более предпочтительней чем драгоценные украшения). Золото, серебро, алмазы, цветные драгоценные камни и пестрая вышивка смотрелись вульгарно в сочетании с утренним платьем, которое должно было быть простым, несмотря на конкуренцию в модном мире. Однако, утреннее платье могло быть и замысловатым!
Променад-платье, иногда, считается «half dress», как бы более элегантней, чем платье для прогулок. Платье для поездок похоже на платье для променада, но следует рассматривать, что в этой одежде находятся в карете, а не на улице.
Наряд « Амазонка» иногда изображается с другим утренним или прогулочным платьем.
Променад-платье для поездок и «Амазонка», в основном, связаны с социальными прогулками в «модных» парках.
Сад Святого Валентина
Акварель
Великобритания, 19 век
Писатель модного журнала The Lady`s Magazine часто жалуется, что отсутствуют новые тенденции моды для отчета, так как из-за Лондонской погоды все модницы сидят в помещениях и не показываются в парках. При этом подразумевается, что писатель непричастен к высшим кругам общества и опирается на публику для сбора информации. Также, светские модистки или мантуа-мейкеры, как называли регентских портних, являлись очень хорошим источником для новых тенденций моды в периодических изданиях.
«Full dress» – это самый официальный вид одежды. Эти платья нужно было носить в самых торжественных случаях- на вечерние концерты, вечера, балы, и королевские события. «
Full dress» носилось с эффектными украшениями и сложными головными уборами. Как правило, такие платья имели шлейф и низкий вырез лифа.
(Когда в моду вошли полупрозрачные платья, дамы не редко стали надевать чулки)
Вязаные чулки из тонкого хлопка
Франция, 1800-1850гг
В последующие эпохи и по сегодняшний день также поддерживается дресс-код, но со временем он приобретает свои новые правила.
В следующей эпохе Романтизма остаются все те же позиции, но очертания одежды видоизменяется.
Хочу показать разницу платьев на примере картинки из журнала « The Royal Lady’s Magazine» за май 1831года, где описано сразу 5 видов платьев.
1.Утреннее платье цвета папоротника из гроденапля ((франц. gros de Naples, особый сорт легкой шелковой материи). Лиф закрытый, по фигуре, с квадратным воротником с оборкой. Раскрытый лацкан, для того что бы показать кофточку из тонкой сетки, с рюшем и завязанным на шее бантом из розовой газовой ленты. Юбка оторочена глубокими воланами и украшена крупными гребешками на верхней части обильных складок. Очень узкий рукав внизу и широкий вверху; за счет сильной полноты фонарика, рукав спадает на нижнюю часть, что является новым стилем в моде.
2.St. James’ Court Dress. Платье из розового атласа, богато расшитое золотом на крепдешине. Корсаж Марии Орлеанской; рукав beretstyle, с полной отделкой из шелкового кружева. Шлейф из британского белого кружевного шелка.
3. Прогулочное платье. Длинная мантилья из атласа, цвета гелиотроп. Впереди богато украшена отделкой в форме тюльпанов, постепенно уменьшаясь от дола платья к поясу. Лиф наряда обычный и окантован мысиком a la Louise. Рукав разделен на три части, верхний соединяется в форме округлого листика. Нижний рукав полностью закрывает руку, и имеет разрез до локтя соединенный в двух местах.
4. Бальное, вечернее платье тёмно-жёлтого цвета из аэрофанового крепа (тонкая с морщинками полупрозрачная ткань), сверху на белом атласном подъюбнике. Юбка платья пошита в сборку, и в нижней части украшена спиральной отделкой с цветами- звездами из тёмно-синей шелковой ленты. Верхняя часть платья со шнуровкой по бокам со скошенной линией выреза, присобранная на плечах и с роскошной декоративной тесьмой из шелка, переходящей на рукава «a la couronne». Дополняют топ цветы- звезды и пояс из той же сапфирового цвета атласной ленты
5. Прогулочное платье. Длинная мантилья из гроденапля, цвета сепии. Корсаж сделан закрытым по фигуре с двойной пелериной. Первая, частично покрывает грудь, отороченная кружевным воротником с зубцами (Vandyke collar), атлас в рубчик, имеющий такой же цвет, как и у мантильи, а вторая разрезана так, чтобы сформировать нестандартные и элегантные эполеты. Оба конца пелерины сходятся на талии, спереди и сзади. Юбка из клиньев украшенная впереди листьями из атласа, из того же материала, что и сама мантилья. Нижняя часть рукава сидит достаточно туго, и разделена на шесть планок, которые пересекают друг друга. Верхняя часть рукава очень широкая.
6. Утреннее шелковое платье из Пармы амарантового цвета. Совершенно новая модель пелерины с немного завышенной талией. Это сделано с тем, чтобы на фоне маленького тела показать более объемные рукава. Полукруглая кокетка, визуально дополняет рукава (имбецил) той же формы. Четыре полосы расположены на равном расстоянии по плечу. На верхней части рукава видны крылышки с фестонами в виде листочков, такие же повторяются и под рукавом. На юбке ниже уровня колен, оборка с равномерно зафиксированными глубокими складками украшенными композицией из трех крупных листьев на каждой, заканчивая полный дизайн костюма.
Но не жалейте только женщин, так как в зловещие лапы моды мужчины попали тоже. Они так же имели свой дресс- код и с такой вычурностью относились к себе, что этот фанатизм перерос в новое веянье «Дендизм», но это уже другая история!