асинхронный код это js
Асинхронность в JavaScript: Пособие для тех, кто хочет разобраться
На JavaScript легко писать. Достаточно взять пару библиотек или модный фреймворк, прочитать несложный туториал и все — через пару часов у вас простой работающий интерфейс.
Проблемы начинаются, когда интерфейс становится сложнее. Вот тут без глубокого понимания JavaScript не обойтись. Важно, чтобы даже большой и сложный интерфейс оставался быстрым и отзывчивым. Отзывчивость, как правило, достигается за счет использования асинхронных функций. Попробуем разобраться, как устроена асинхронность в JavaScript.
В JavaScript нет многопоточности. Несмотря на то, что мы уже можем полноценно использовать вебворкеры, из них нельзя менять DOM или вызывать методы объекта window. Одним словом, не многопоточность, а сплошное разочарование.
Причины таких ограничений понятны. Представьте себе, что два параллельных потока пытаются наперегонки поменять один и тот же узел в DOM с непредсказуемым результатом. Представили? Мне тоже стало не по себе.
С DOM-деревом работают в одном потоке, чтобы гарантировать целостность и непротиворечивость данных, но как программировать интерфейс с одним потоком? Ведь сама суть интерфейса — в асинхронности. Именно для этого придуманы асинхронные функции. Они выполняются не сразу, а после наступления события. Интересно, что эти функции — не часть JavaScript-движков. Вызов setTimeout на чистом V8 приводит к ошибке, так как в V8 нет такой функции. Тогда откуда же появляется setTimeout или requestAnimationFrame или addEventListener?
Асинхронность внутри
Движок JavaScript похож на мясорубку, бесконечно перемалывающую операции, которые последовательно берутся из стека вызовов (1). Код выполняется линейно и последовательно. Удалить операцию из стека нельзя, можно только прервать поток выполнения. Поток выполнения прерывается, если вызвать что-то типа alert или «исключение».
Каждая операция содержит контекст — некую область памяти, из которой доступны данные. Контексты расположены в памяти в виде дерева. Каждому листу в дереве доступны области видимости, которые определены в родительских ветках и в корне (глобальной области видимости). Функции в JavaScript — это данные, они хранятся в памяти именно как данные и поэтому передаются как переменные или возвращаются из других функций.
Асинхронные операции выполняются не в движке, а в окружении (5,6). (Как подсказал forgotten это не совсем так: мы можем из стека вызовов сразу же положить функцию в очередь вызовов и таким образом чистый движок тоже будет работать асинхронно)
Окружение — надстройка на движком. NodeJS и Chrome для движка V8 и Firefox для Gecko. Иногда окружение еще называют web API.
Чтобы создать асинхронный вызов, в web API передается ссылка на функцию, которая выполнится позже или не выполнится вовсе.
У функции есть свой контекст или своя область памяти (3), в которой она определена. Функция имеет доступ к этой области памяти и ко всем родителям этой области памяти. Такие функции называются замыканиями. С этой точки зрения, все функции в JavaScript — замыкания, так как все они имеют контекст.
Web API и JavaScrtipt движок работают независимо. Web API решает, в какой момент функция двигается дальше, в очередь вызовов (2).
Функции в очереди вызовов попадают в JavaScript-движок, где выполняются по одной. Выполнение происходит в том же порядке, в котором функции попадают в очередь.
Окружение самостоятельно решает, когда добавить переданный ей код в очередь вызовов. Функции из очереди добавляются в стек выполнения (выполняются) не раньше, чем стек вызовов закончит работу над текущей функцией.
Таким образом, стек вызовов работает синхронно, а web API асинхронно.
Это очень важно! Разработчику не нужно самому контролировать параллельный доступ к ресурсам, асинхронную работу за него выполняет окружение. Окружения определяют различия между браузером и node.js, ведь на node.js мы пишем сетевые приложения или обращаемся напрямую к жесткому диску, а из Chrome перехватываем клики по кнопкам, используя один и тот же движок.
В очереди вызовов нельзя отменять отдельные операции. Это делается в окружении (removeEventListener — в качестве примера).
Примеры
Можно загрузить стек вызовов так, чтобы он работал бесконечно и следующая функция из очереди вызовов не вызвалась. Попробуйте, например, запустить вот такой код.
Обработчик клика не сработает, а бесконечный цикл загрузит процессор компьютера. Вкладка зависнет 😉
Клик вызовет «тяжелую» для расчета функцию. После клика в консоль пишется start, в конце выполнения функции — end. Выполнение функции на моем ноутбуке занимает несколько секунд. Все время, пока выполняется функция, квадратик мигает. Это значит, что анимации в CSS выполняются асинхронно JavaScript-коду.
Но что будет, если вместо opacity менять размер?
Квадратик зависнет на время выполнения функции. Дело в том, что CSS-свойство height обращается к DOM. Как мы помним, к DOM можно обращаться только из одного потока, чтобы не было проблем с параллельным доступом.
Делаем вывод, что для анимации лучше пользоваться свойствами, которые не меняют DOM (transform, opacity и т.д.). А всю тяжелую работу в JavaScript лучше делать асинхронно. Например вот так.
Код написан для наглядности и на коленке, в бою применять не рекомендуется. Мы делим большой кусок работы на маленькие и выполняем асинхронно. При этом интерфейс не блокируется. Для таких расчетов можно пользоваться веб-воркерами.
Вывод
Благодаря JavaScript мы пишем асинхронные приложения, не задумываясь о многопоточности: о целостности и непротиворечивости данных. За эти преимущества мы платим огромным числом обратных вызовов, блокированием основного потока и постоянными потерями контекста.
О том, как бороться с последней проблемой, я расскажу в следующий раз.
Основные понятия асинхронного программирования
В этой статье мы бегло познакомимся с основными понятиями, связанными с асинхронным программированием и как они применяются в веб браузерах и JavaScript. Вы должны понять эти концепции, прежде чем приступать к другим статьям этого раздела.
Необходимые знания: | Базовая компьютерная грамотность, знакомство с основами JavaScript. |
---|---|
Цель: | Понять основные идеи асинхронного программирования, и как они проявляются в веб-браузерах и JavaScript. |
Что же такое Асинхронность?
Как правило, программный код выполняется последовательно, только одна конкретная операция происходит в данный момент времени. Если функция зависит от результата выполнения другой функции, то она должна дождаться пока нужная ей функция не завершит свою работу и не вернёт результат и до тех пор пока это не произойдёт, выполнение программы, по сути, будет остановлено с точки зрения пользователя.
Такое поведение удручает и говорит о неправильном использовании процессорного времени, к тому же современные компьютеры имеют процессоры с несколькими ядрами. Не нужно ничего ждать, вы можете передать следующую задачу свободному ядру процессора и когда она завершится, то сообщит вам об этом. Такой подход позволяет выполнять разные задачи одновременно, в этом и заключается задача асинхронности в программировании. Программная среда, которую вы используете (браузер в случае веб разработки), должна иметь возможность выполнять различного рода задачи асинхронно.
Блокировка кода
Асинхронные техники очень полезны, особенно при веб разработке. Когда ваше приложение запущено в браузере и выполняет свои задачи, не возвращая контроль окружению, браузер может подвисать. Это называется блокировка; браузер заблокирован и не может реагировать на действия пользователя и выполнять служебные.задачи, до тех пор пока веб приложение не освободит ресурсы процессора.
Давайте рассмотрим несколько примеров, которые покажут, что именно значит блокировка.
В нашем simple-sync.html примере (see it running live), добавим кнопке событие на клик, чтобы при нажатии на неё запускалась трудоёмкая операция (расчёт 10000000 дат, и вывод последней рассчитанной даты на консоль) после чего в DOM добавляется ещё один параграф:
Когда запустите этот пример, откройте JavaScript консоль и нажмите на кнопку — вы заметите, что параграф не появится на странице, до тех пор пока все даты не будут рассчитаны и результат последнего вычисления не будет выведен на консоль. Этот код выполняется в том порядке, в котором он написан в файле и самая последняя операция не будет запущена, пока не завершатся все операции перед ней.
Примечание: Предыдущий пример слишком не реальный. Вам никогда не понадобится считать столько дат в реальном приложении! Однако, он помогает вам понять основную идею.
В нашем следующем примере, simple-sync-ui-blocking.html (посмотреть пример), мы сделаем что-нибудь более реалистичное, с чем вы сможете столкнуться на реальной странице. Мы заблокируем действия пользователя отрисовкой страницы. В этом примере у нас две кнопки:
Если вы быстро нажмёте на первую кнопку и затем быстро кликните на вторую, вы увидите, что предупреждение не появится на странице, пока все круги не будут отрисованы. Первая операция блокирует выполнение следующей до тех пор пока не завершится сама.
Примечание: Хорошо, в приведённом некрасивом примере, мы получили эффект блокировки, который показывает общую проблему при разработке приложений, с которой все время приходится бороться разработчикам.
Почему так происходит? Потому что JavaScript, в общем случае, выполняет команды в одном потоке. Пришло время познакомиться с понятием потока.
Потоки
Под потоком, обычно, понимают одиночный процесс, который может использовать программа, для выполнения своих нужд. Каждый поток может выполнять только одну в текущий момент времени:
Каждая задача будет выполнена последовательно; только когда текущая задача завершится, следующая сможет начаться.
Как мы говорили выше, большинство компьютеров теперь имеют процессор с несколькими ядрами, т.е. могут выполнять несколько задач одновременно. Языки программирования, поддерживающие многопоточность, могут использовать несколько ядер, чтобы выполнять несколько задач одновременно:
JavaScript однопоточный
JavaScript, традиционно для скриптовых языков, однопоточный. Даже, если есть несколько ядер, вы можете использовать их только для выполнения задач в одном потоке, называемом основной поток. Наш пример выше, выполняется следующим образом:
В итоге, JavaScript получил несколько инструментов, которые могут помочь в решении подобных проблем. Web workers позволяют вам обработать некоторый JavaScript-код в отдельном потоке, который называется обработчик, таким образом вы можете запускать отдельные блоки JavaScript-кода одновременно. В основном, вы будете использовать воркеры, чтобы запустить ресурсоёмкий процесс, отдельно от основного потока, чтобы не блокировать действия пользователя.
Помня об этом, выполните наш следующий пример simple-sync-worker.html (посмотреть пример в действии), с открытой консолью. Это переписанный предыдущий пример, который теперь рассчитывает 10 миллионов дат в отдельном потоке обработчика. Теперь, когда вы нажимаете на кнопку, браузер может добавить новый элемент на страницу, до того как все даты будут посчитаны. Самая первая операция больше не блокирует выполнение следующей.
Асинхронный код
Воркеры полезный инструмент, но у них есть свои ограничения. Самое существенное, заключается в том, что они не имеют доступа к DOM — вы не можете использовать воркер для обновления UI. Мы не можем отрисовать миллион наших точек внутри воркера; он может только обработать большой объем информации.
Следующая проблема заключается в том, что даже если код запущенный в воркере ничего не блокирует, он в целом остаётся синхронным. Это проблема появляется, когда какой-то функции требуются результаты выполнения нескольких предыдущих функций. Рассмотрим следующую диаграмму потоков:
В этом примере, предположим Task A делает что-то вроде получения картинки с сервера а Task B затем делает что-нибудь с полученной картинкой, например, применяет к ней фильтр. Если запустить выполняться Task A и тут же попытаться выполнить Task B, то вы получите ошибку, поскольку картинка ещё не будет доступна.
Теперь, давайте предположим, что Task D использует результат выполнения обеих задач Task B и Task C. Если мы уверенны, что оба результата будут доступны одновременно, тогда не возникнет проблем, однако, часто это не так. Если Task D попытаться запустить, когда какого-то нужного ей результата ещё нет, выполнение закончится ошибкой.
Чтобы избежать подобных проблем, браузеры позволяют нам выполнять определённые операции асинхронно. Такие возможности, как Promises позволяют запустить некоторую операцию (например, получение картинки с сервера), и затем подождать пока операция не вернёт результат, перед тем как начать выполнение другой задачи:
Поскольку операция выполняется где-то отдельно, основной поток не блокируется, при выполнении асинхронных задач.
В следующей статье, мы покажем вам, как писать асинхронный код. Захватывает дух, неправда ли? Продолжайте читать!
Заключение
При проектировании современных программ все больше используется асинхронное программирование, чтобы программа имела возможность выполнять несколько операций в конкретный момент времени. Как только вы начнёте использовать новые, более мощные возможности API, вы обнаружите множество ситуаций, где решить нужную задачу можно только асинхронно. Раньше было сложно писать асинхронный код. До сих пор, нужно время, чтобы привыкнуть к такому подходу, но процесс стал намного легче. Далее, в этом разделе, мы будем глубже исследовать вопрос, когда же асинхронный код необходим и как спроектировать программу, чтобы избежать проблем, описанных выше.
Асинхронный JavaScript
В этом модуле мы рассмотрим asynchronous JavaScript, почему это важно, и как это поможет эффективно справляться с потенциальной блокировкой операций, таких как получение ресурсов с сервера или запись в файл.
Необходимые знания
Асинхронный JavaScript довольно сложная тема, и мы советуем пройти Первые шаги в JavaScript и Блоки в JavaScript прежде чем начать эту тему.
Если вы ещё не знакомы с концепциями асинхронного программирования, вам стоит начать со статьи Основные концепции асинхронного программирования в этом модуле. А если уже знакомы, то можете сразу переходить к статье Введение в асинхронный JavaScript.
Примечание: Если вы работаете за компьютером/планшетом/другим устройством где у вас нет возможности создавать собственные файлы, вы можете попробовать(почти все) примеры кода в одном из веб-приложений, таких, как JSBin или Thimble.
Руководства
В этой статье мы пройдёмся по нескольким важным концепциям касающихся асинхронного программирования, и того как это выглядит в браузерах и JavaScript. Вы должны усвоить эти концепции прежде чем изучать другие статьи в этом модуле.
Введение в асинхронный JavaScript В этой статье мы кратко расскажем о проблемах связанных с синхронным JavaScript-ом, и взглянем на различные техники асинхронного программирования с которыми вы столкнётесь, покажем вам как эти техники помогают решать проблемы синхронного JavaScript. Кооперативная асинхронность в JavaScript: Таймауты и интервалы (en-US) Здесь мы рассматриваем традиционные методы JavaScript, которые позволяют запускать код асинхронно по истечению заданного времени, или с регулярным интервалом (например: заданное количество раз в секунду), обсудим их пользу, а так же их неотъемлемые проблемы. Изящная обработка асинхронных операций с Промисами (en-US) Промисы это достаточно новая функция в языке JavaScript, которая позволяет вам откладывать дальнейшие операции, пока предыдущая не выполнится, или реагировать на её неудачное выполнение. Это очень полезно, для установки нужной последовательности операций для корректной работы. Эта статья показывает как работают промисы, и вы рассмотрите то, как они работают в WebAPIs, и узнаете как писать свои собственные. Делаем асинхронное программирование проще с async и await Промисы могут быть достаточно сложными для написания и понимания, поэтому современные браузеры ввели функцию async и оператор await — где первый позволяет стандартным функциям неявно асинхронно работать с промисами, а последний может использоваться внутри async функций, для ожидания промиса, прежде чем функция продолжит свою работу, что делает работу с промисами проще и улучшает читабельность кода. Выбор правильного подхода (en-US) В завершение этого модуля, мы рассмотрим технологии и функции, которые мы обсуждали, рассмотрим когда и где их надо использовать. А так же дадим рекомендации и расскажем о распространённых подводных камнях, там где это будет необходимо.
Введение в асинхронный JavaScript
В этой статье мы кратко остановимся на проблемах, связанных с синхронным Javascript, а также ознакомимся с несколькими асинхронными методами, демонстрирующими как они могут помочь нам подобные проблемы решить.
Необходимое условие: | Базовая компьютерная грамотность, достаточное понимание основ JavaScript. |
---|---|
Цель: | Ознакомиться с тем, что такое асинхронный JavaScript, чем он отличается от синхронного и в каких случаях используется. |
Синхронный JavaScript
Чтобы (позволить нам) понять что есть асинхронный JavaScript, нам следовало бы для начала убедиться, что мы понимаем что такое синхронный JavaScript. Этот раздел резюмирует некоторую информацию из прошлой статьи.
Большая часть функциональности, которую мы рассматривали в предыдущих обучающих модулях, является синхронной — вы запускаете какой-то код, а результат возвращается, как только браузер может его вернуть. Давайте рассмотрим простой пример ( посмотрите онлайн, как это работает и посмотрите исходный код):
В этом блоке кода команды выполняются одна за другой:
Пока выполняется каждая операция, ничего больше не может произойти — обработка (отображение) документа приостановлена. Так происходит, как было сказано в предыдущей статье, потому что JavaScript является однопоточным. В каждый момент времени может выполняться только одна команда, обрабатываемая в единственном — главном потоке. Все остальные действия блокируются до окончания выполнения текущей команды.
Так и в примере выше: после нажатия кнопки абзац не сможет появиться пока не будет нажата кнопка OK в окне сообщения. Попробуйте сами:
Асинхронный JavaScript
По причинам, упомянутым ранее (например, относящимся к блокировке), множество Web API особенностей теперь используют асинхронный код, особенно те,что имеют доступ к внешним устройствам или получают от них некоторые ресурсы, такие как получение файла из сети, запрос к базе данных и получение данных из базы, доступ к потоковому видео на веб-камере, просмотр дисплея на гарнитуре виртуальной реальности.
Почему трудно работать, используя синхронный код? Давайте посмотрим на небольшой пример. Когда вы получаете картинку с сервера, вы не можете мгновенно вернуть результат. Это значит что следующий (псевдо) код не сработает:
Это происходит потому что вы не знаете сколько времени займёт загрузка картинки, следовательно, когда вы начнёте выполнять вторую строку кода, сгенерируется ошибка (возможно, периодически, возможно, каждый раз), потому что response ещё не доступен. Вместо этого, ваш код должен дождаться возвращения response до того, как попытается выполнить дальнейшие инструкции.
Есть два типа стиля асинхронного кода, с которыми вы столкнётесь в коде JavaScript, старый метод — колбэки (callbacks) и более новый — промисы (promises). В следующих разделах мы познакомимся с каждым из них.
Асинхронные колбэки
Асинхронные колбэки — это функции, которые определяются как аргументы при вызове функции, которая начнёт выполнение кода на заднем фоне. Когда код на заднем фоне завершает свою работу, он вызывает колбэк-функцию, оповещающую, что работа сделана, либо оповещающую о трудностях в завершении работы. Обратные вызовы — немного устаревшая практика, но они все ещё употребляются в некоторых старомодных, но часто используемых API.
Пример асинхронного колбэка вторым параметром addEventListener() (как мы видели выше):
Первый параметр — тип обрабатываемого события, второй параметр — колбэк-функция, вызываемая при срабатывании события.
При передаче колбэк-функции как аргумента в другую функцию, мы передаём только ссылку на функцию как аргумент, следовательно колбэк-функция не выполняется мгновенно. Она вызывается асинхронно внутри тела, содержащего функцию. Эта функция должна выполнять колбэк-функцию в нужный момент.
Вы можете написать свою собственную функцию, содержащую колбэк-функцию. Давайте взглянем на ещё один пример, в котором происходит загрузка ресурсов через XMLHttpRequest API (запустите пример, и посмотрите исходный код):
Заметьте, что не все колбэк-функции асинхронны — некоторые запускаются синхронно. Например, при использовании Array.prototype.forEach() для перебора элементов массива (запустите пример, и посмотрите исходный код):
В этом примере мы перебираем массив с именами греческих богов и выводим индексы и значения в консоль. Ожидаемый параметр для forEach() — это Колбэк-функция, которая содержит два параметра: ссылку на имя массива и значения индексов. Однако эта функция не ожидает никаких действий — она запускается немедленно.
Промисы
Примечание: вы можете посмотреть законченную версию на github (посмотрите исходный код и запустите пример).
В примере видно, как fetch() принимает один параметр — URL ресурса, который нужно получить из сети, — и возвращает промис. Промис — это объект, представляющий асинхронную операцию, выполненную удачно или неудачно. Он представляет собой как бы промежуточное состояние. По сути, это способ браузера сказать: «я обещаю вернуться к вам с ответом как можно скорее», поэтому в дословном переводе «промис» (promise) означает «обещание».
Может понадобиться много времени, чтобы привыкнуть к данной концепции; это немного напоминает Кот Шрёдингера в действии. Ни один из возможных результатов ещё не произошёл, поэтому операция fetch в настоящее время ожидает результата. Далее у нас есть три блока кода следующих сразу после fetch() :
Примечание: вы узнаете намного больше о promise позже в этом модуле, так что не волнуйтесь если вы что-нибудь не поняли.
Очередь событий
Промисы и колбэк-функции
Промисы имеют некоторое сходство со старомодными колбэк-функциями. По сути, они являются возвращаемым объектом, к которому вы присоединяете колбэк-функции, вместо того, чтобы передавать колбэки в функцию.
Тем не менее, промисы сделаны специально для обработки асинхронных операций, и имеют много преимуществ по сравнению с колбэками:
Природа асинхронного кода
Давайте рассмотрим пример, который дополнительно иллюстрирует природу асинхронного кода, показывая, что может произойти, когда мы не полностью осознаем порядок выполнения кода, и проблемы, связанные с попыткой трактовать асинхронный код как синхронный. Следующий пример довольно похож на тот, что мы видели раньше (запустите пример, и посмотреть исходный код). Одно из отличий состоит в том, что мы включили ряд операторов console.log() чтобы проиллюстрировать порядок, в котором, как вы думаете, будет выполняться код.
Если вы запутались, рассмотрим следующий небольшой пример:
Этот пример очень схож с предыдущим в своём поведении — первое и третье сообщения console.log () будут показаны немедленно, но второе будет заблокировано, пока кто-то не нажмёт кнопку мыши. Предыдущий пример работает аналогичным образом, за исключением того, что в этом случае второе сообщение блокируется цепочкой промисов, получая ресурс, а затем отображая его на экране, а не щелчком мыши.
В менее простом примере кода такая система может вызвать проблему — вы не можете включить блок асинхронного кода, который возвращает результат, на который вы потом будете полагаться в блоке синхронного кода. Вы просто не можете гарантировать, что асинхронная функция вернётся до того, как браузер обработает синхронный блок.
Чтобы увидеть это в действии, попробуйте взять локальную копию нашего примера и измените третий вызов console.log () следующим образом:
Теперь вместо третьего сообщения должна возникнуть следующая ошибка:
Примечание: Из соображений безопасности вы не можете применять fetch() к файлам из вашей локальной системы (или запустить другие такие операции локально); чтобы запустить локально пример выше вам необходимо запустить его через локальный веб-сервер.
Активное обучение: сделайте все это асинхронно!
Примечание: Если вы застряли, вы можете найти ответ здесь (также можно посмотреть запущенный пример). Также вы можете найти много информации о промисах в нашем гайде Основные понятия асинхронного программирования позднее в этом модуле.
Заключение
В своей основной форме JavaScript является синхронным, блокирующим, однопоточным языком, в котором одновременно может выполняться только одна операция. Но веб-браузеры определяют функции и API, которые позволяют нам регистрировать функции, которые не должны выполняться синхронно, а должны вызываться асинхронно, когда происходит какое-либо событие (время, взаимодействие пользователя с мышью или получение данных по сети, например). Это означает, что вы можете позволить своему коду делать несколько вещей одновременно, не останавливая и не блокируя основной поток.
Будем ли мы запускать код синхронно или асинхронно, будет зависеть от того, что мы пытаемся сделать.
Есть моменты, когда мы хотим, чтобы все загружалось и происходило прямо сейчас. Например, при применении некоторых пользовательских стилей к веб-странице вы хотите, чтобы стили применялись как можно быстрее.
Если мы выполняем операцию, которая требует времени, например, запрос к базе данных и использование полученных результатов для заполнения шаблонов, лучше вытолкнуть это из основного потока и выполнить задачу асинхронно. Со временем вы узнаете, когда имеет смысл выбирать асинхронную технику вместо синхронной.