архитектурный код города это
От Петра I до Артемия Лебедева: как появился дизайн-код городов России
Понятие дизайн-кода появилось в русском языке относительно недавно. Но сегодня это один из трех основных инструментов формирования комфортной городской среды, определяемых Стандартом комплексного развития территорий, наряду с мастер-планом и объемно-пространственным регламентом. Он объединяет правила размещения и оформления внешнего вида вывесок, входных групп коммерческих помещений, нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, городской мебели и элементов навигации.
Эксперты рассказали, как появился дизайн-код российских городов и зачем он нужен.
История появления
Революцию в оформлении городов совершил Петр I, утвердив петербургский классицизм стилем официальной государственной культуры. «Так этот стиль оказался в основе архитектуры и планирования российских городов. Нормы стиля неукоснительно соблюдались государственными институтами, при этом русский классицизм мог быть петербургским, московским и провинциальным. Творческая незаурядность отдельных мастеров, традиции местных строительных артелей расширяли палитру использования образцовых проектов классицизма. Любопытно, что уходящий президент Трамп в декабре подписал указ о строительстве объектов на средства федерального бюджета исключительно в стиле классицизм», — рассказала, директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» (НИИУРС), участница сообщества Alun Network Вера Бурцева.
Первый документ в современной России, который можно назвать дизайн-кодом, создала Студия Артемия Лебедева в 2014 году для Москвы по заказу Москомархитектуры совместно с ГлавАПУ, пояснила Ксения Титова, руководитель подразделения «Градостроительство» Фонда «Дом.РФ». Она отметила, что этот дизайн-код включал архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для 11 улиц исторического центра столицы, в том числе Воздвиженки, Камергерского переулка, Нового Арбата и Тверской.
«С 2018 года дизайн-коды приняты и действуют в Челябинске (разработаны по поручению губернатора в преддверии саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году, определяет улицы приоритетного применения дизайн-кода) и Ижевске (проект разработан лабораторией креативных технологий UP! space в 2015 году). Дизайн-код также применяется в Воронеже с 2015 года (бюро Ильи Осколкова-Ценципера, бывшего президентом Института «Стрелка» до 2012 года), в Нижнем Новгороде с 2017 года (пока действуют только муниципальные правила размещения и содержания информационных конструкций, но летом 2019 года мэр обещал презентовать единый дизайн-код Нижнего Новгорода), в Тобольске с 2019 года (дизайн-бук разработан КБ «Стрелка» при поддержке СИБУРа)», — пояснила Титова.
«Дом.РФ» в рамках пилотных проектов разработал дизайн-коды размещения вывесок, навигации, нестационарных торговых объектов и уличной мебели для Калининграда, Иваново и исторической части Сергиева Посада, пояснила эксперт. Она отметила, что были также случаи утверждения дизайн-кода на уровне городских администраций — например, в Калининграде, Иваново и Саратове.
Зачем нужен дизайн-код
Главное преимущество дизайн-кода — это его наглядность. «В отличие от правил благоустройства, прописанных в законодательстве, дизайн-код представляет собой удобную и современную инструкцию по применению и размещению различных конструкций в городе, определению его внешнего вида. Дизайн-код всегда разрабатывается под конкретный город или район, так как он обязан учитывать местную специфику, культурные и этнические особенности территории. Дизайн-код позволяет при минимальных вложениях серьезно преобразить городскую среду, определить идентичность и визуальное единство», — пояснила Титова.
Дизайн-код — важный элемент целостности архитектурной ткани города. «Это не просто набор правил и рекомендаций, это структура того, как надо формировать облик города — вывески, фасады, объекты некапитального строительства и многое другое. В городах существуют регламенты, но редко встречается дизайн-код, которому следуют все — от застройщиков до предпринимателей. Поэтому часто мы видим картину, когда улица превращается в лоскутное одеяло рекламных баннеров, входных групп, элементов благоустройства и МАФов», — считает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. Он отметил, что хороший дизайн-код, учитывающий историческую идентичность места и его особенности, позволяет создать визуально целостную для восприятия картину городского пространства.
Дизайн-код напрямую влияет на психоэмоциональное состояние жителей городов, подчеркнула Бурцева. Она отметила, что сегодня архитекторам приходится создавать эстетику, лавируя между СНиПами и сводами правил, которые жестко регламентируют их работу и отвечают за безопасность здания, с одной стороны, и капиталистически настроенными заказчиками, диктующими условия, с другой. «Жилая среда со своим дизайн-кодом должна раскрывать идентичность народа и рассказывать историю страны, прививать уважение к друг другу, воспитывать — она относится к категории нематериального мира и влияет на культуру человека. От культуры мы сразу можем перебросить мостик на развитие лучших человеческих качеств. Вряд ли, находясь в Зимнем дворце, мы рискнем плюнуть на пол или выкинуть мусор на благоустроенной ухоженной территории. Поэтому дизайн-код помогает создать рамки культуры, которые не ограничивают свободу человека, а учат его уважать своего соседа», — резюмировала эксперт.
Дизайн-код в новостройках: что это, зачем он нужен и как создается
В 2010-е годы в России на уровне Минстроя России и институтов развития («Дом.РФ», КБ «Стрелка») заговорили о дизайн-коде российских городов. Сначала подобный код был создан в Москве, а затем документ, регламентирующий внешний вид новых архитектурных форм, а также оформления фасадов и улиц начали принимать в других городах России (Новосибирск и Оренбург, для примера).
С середины 2010-х о создании собственного дизайн-кода активно заговорили и девелоперы. Это понадобилось им, чтобы добавить своим новостройкам узнаваемости, сформировать и поддерживать бренд. Стандарты внешнего вида оказались важны и с точки зрения маркетинга.
Рассказываем, как сегодня девелоперы и архитекторы работают с дизайн-кодом. В каждой главе этой статьи рассматриваем конкретные строительные кейсы.
Дизайн-код, или «ПИК-Стандарт»
Дизайн-код жилых кварталов в крупнейшей по объемам строительства девелоперской компании в стране — ПИК — был разработан в 2015 году. Этот единый свод принципов и правил получил название «ПИК-Стандарт».
Один из ключевых элементов дизайн-кода ПИК — яркая архитектура домов компании. «Яркие фасады выполняют роль средообразующего элемента. Они помогают ориентироваться в пространстве и дают больше света и цвета, которых особенно не хватает в зимний период, — цветные фасады заряжают энергией и хорошим настроением», — рассказали в пресс-службе ПИК.
Дизайн-код в жилых кварталах ПИК распространяется не только на дома, но и на дворы. «Крупные деревья уравновешивают многоэтажную застройку и создают переход масштаба с домов на человека, что делает пространство более гармоничным. Использование рельефа и геопластики позволяет зонировать пространство и создавать тематические зоны для различных занятий: от работы до игр», — рассказали в компании.
За периметром дворов-парков девелопер применяет стандарты на открытых общественных пространствах — плейхабах. Дизайн-код в ПИК распространяют и на детские сады и школы. «Архитектурные решения образовательных учреждений, как правило, выполнены в соответствии с общим дизайн-кодом ЖК — детские сады и школы органично вписаны в окружающий ландшафт», — отметили в пресс-службе девелопера.
Фотогалерея: детские сады и школы, реализованные по «ПИК-Стандарту»
Фирменный стиль новостроек с точки зрения архитектора
Магда Кмита, партнер бюро Blank Architects:
— Бренд, или дизайн-код в недвижимости, безусловно, важен, поскольку он в том числе дает представление, на какую аудиторию рассчитан проект и какими будут его жители.
Наряду с фирменным стилем дизайн-код — начиная от визитки менеджера по продажам до настроения и атмосферы в лобби — позволяет сформировать представление о проекте. Разница в брендах заметна невооруженным глазом, легко считывается покупателем и позволяет уже на начальном этапе знакомства с проектом определиться с выбором.
Брендинг и дизайн-код дают необходимые ассоциации покупателям на всех этапах проекта, позволяют им найти «свой» проект. Например, в комплексе «Метрополия» MR Group, для которого Blank Architects выполнили проект дизайна лобби, каждая башня имеет название одной из мировых столиц, а в дизайне лобби с помощью фактур, цветов и принтов отражаются базовые ассоциации, возникающие с этими городами.
Фотогалерея: Айдентика и дизайн-код в проекте MR Group
Дизайн-код первых этажей в новостройках «Брусники»
Идея создать дизайн-код в девелоперской компании «Брусника» появилась в 2019 году. В отличие от ГК «ПИК», дизайн-стандарт «Брусники» носит более прикладной характер и касается, прежде всего, правил оформления торговых вывесок на первых этажах. Некоторые владельцы магазинов, стремясь выделиться с помощью разноцветных и разноформатных вывесок и кафе, порождали визуальный хаос, пояснили в компании.
«Изучив зарубежный и российской опыт, мы к 2020 году разработали свод правил по оформлению вывесок и витрин. Получилась инструкция, в которой прописаны требования к технологиям и материалам вывесок. В ней есть схемы и примеры, позволяющие бизнесу сориентироваться. Документ мы передаем собственнику помещения вместе с ключами, и он получает готовое техническое задание для дизайнера и производства. Проект визируют в отделе маркетинга и в управляющей компании», — объяснили в пресс-службе ГК «Брусника».
Фотогалерея: примеры оформления первых этажей в новостройках ГК «Брусника»
Поначалу таким нововведениям были рады не все арендаторы. Частый аргумент против дизайн-кода — единый внешний облик не позволяет привлечь большее число клиентов. Но постепенно предприниматели осознали, что качественное оформление домов на уровне человеческого взгляда позволяет повысить пешеходный трафик, стимулирует людей взаимодействовать со средой и повышает спрос на сервисы, расположенные на первых этажах, рассказали в компании.
«При кажущейся строгости дизайн-кода мы оставили предпринимателям достаточно возможностей для самовыражения. Они могут играть шрифтом вывески, размещать графику на стеклах и осветительные приборы за стеклами витрин (главное — занимать не более 80% из площади, 20% — это так называемые охранные зоны)», — пояснили в пресс-службе девелопера.
Дизайн-код — каждый раз новый
А как быть с новостройками премиального уровня? Элитные дома требуют оригинальных эксклюзивных решений с точки зрения как архитектуры, так и брендинга. Девелопер Capital Group, специализирующийся на строительстве элитного жилья, под каждый проект создает свою концепцию. «Для каждого нового проекта продумываются элементы оформления и дизайна, формируется отдельная маркетинговая стратегия — исходя из формата и функций проекта, его расположения и контекста места, целевой аудитории», — рассказал исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько.
Вне зависимости от класса недвижимости дизайн-код может применяться при разработке мастер-планов для масштабных проектов, пояснил эксперт. «В таком случае создается единая концепция, которая не лишает свободы будущих архитекторов — а их в рамках застройки крупных территорий может быть несколько. Чтобы обеспечить визуальное единство новой застройки, для всего комплекса продумывается концепция первых этажей и завершения зданий, определяется спектр материалов фасадов и предпочтительная цветовая гамма. Такой подход позволяет в то же время предусмотреть собственные концепции для отдельных зданий», — объяснил Хвесько.
Такой же подход к дизайн-коду реализуется и в Группе «Самолет». «Наш дизайн-код разрабатывается и утверждается для конкретного проекта. Мы анализируем локацию и на основании этого предлагаем варианты дизайн-кода», — рассказал руководитель управления развития продукта и аналитики Группы «Самолет» Леон Пряжников.
«Основные элементы дизайн-кода — это палитра цветов и подчинение определенной логике. Например, в одном из наших проектов мы используем дизайн-код «река» — и, соответственно, подобраны нежно-голубые цвета, в МОПах спроектирована инсталляция с волной. Таким образом, эту логику «река» мы растягиваем в проекте на элементах — на фасаде, в МОПе и в благоустройстве. Дизайн-код — это идея, которая характеризует локацию и подходит под целевую аудиторию», — привел пример Пряжников.
Способ оценки девелоперов
Портал ЕРЗ.РФ регулярно оценивает девелоперов России и составляет рейтинги застройщиков. Одним из параметров оценки компаний и жилых комплексов часто выступает дизайн-код. В разработанной совместно с застройщиками новой методологии оценки ЖК параметрам архитектуры, фасадов и формирования дизайн-кода отведена примерно такая же значимость — 7,5% от максимально возможной оценки ЖК.
В ЕРЗ.РФ к дизайн-коду относят (наличие или отсутствие):
Среди застройщиков, у которых оценено не менее трех ЖК, лидерами по средней оценке развития архитектуры, фасадов и формирования дизайн-кода стали три московские компании: «Галс-Девелопмент» (5,8 балла), «Стадион «Спартак» (5,3 балла) и ГК «Пионер» (5 баллов). Среди региональных застройщиков лидируют: Воронежская девелоперская компания (4,5 балла), Калининградский торгово-строительный холдинг (4,4 балла) и ИСГ «Мармакс» из Рязанской области (4,3 балла).
Дизайн-код малых городов: что это и для чего он нужен?
Формулировка дизайн-кода городской среды проста и понятна – это свод правил и рекомендаций по проектированию стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды. Это касается вывесок, рекламы, элементов благоустройства, навигации и информации.
Основная задача дизайн-кода – создать такую среду, которая органично связывала бы между собой сформированные пятна застройки городских кварталов, подчеркнув их конфигурацию, пространственные связи и логику наполнения. Создание комфортной городской среды должно проводиться по определенным правилам, регламентирующим этот процесс. Их разработка и применение является необходимым условием для развития архитектурно-художественного облика города. Именно таким инструментом является дизайн-код городской среды, который определяет правила проектирования комплексного благоустройства и размещения элементов благоустройства городской среды с учетом соотношения их взаимного расположения, систематизирует подход к формированию стилистически единой и взаимосвязанной среды, формирует единые требования к качественным характеристикам элементов благоустройства.
Применение дизайн-кода позволит городской среде развиваться, сохраняя устойчивость необходимых параметров среды: визуальной притягательности, удобства и комфорта, безопасности и доступности, разумной достаточности.
С приходом в нашу жизнь обилия наружной рекламы, облик российских городов сильно изменился. Мы привыкли к разнообразию вывесок, порой скрывающих истинное лицо зданий. Разноплановые и яркие, они закрывают окна, архитектурные элементы зданий, растягиваются над улицами, загромождают крыши, свешиваются с верхних этажей – буквально кричат, путают взгляд, вносят хаос и беспорядок, образуют так называемый визуальный шум. Если крупные мегаполисы уже несколько лет внедряют правила городского дизайн-кода, то в регионах дело обстоит сложнее. Широко обсуждается внедрение дизайн-кода в Саратове, Пензе, Калининграде, Калуге, Ижевске. Однако это единичные попытки, и пока их сложно назвать успешными.
Дизайн-код полезен, в первую очередь, самим горожанам. Для того, чтобы человеку было удобно передвигаться, понятно ориентироваться, необходима грамотная и простая логистика, безопасность передвижения, информативность. Дизайн-год регламентирует все эти аспекты. Для маломобильных граждан хоть и есть отдельные единые правила размещения разметок, но именно дизайн-код должен определить, как включить эти правила в структуру городской среды.
Эффективность дизайн-кода так же влияет на туристический поток. То есть, частично формирует экономику города. Соответственно, важно, чтобы гостям запоминалась особая атмосфера городской среды, его аутентичность, отличная от атмосферы мегаполиса.
Например, недавно я была в Тарусе. Это очень уютный зеленый город на широком берегу Оки. Город Ахматовой, Цветаевой, Паустовского. Исторически город известен мастерством ремесленников – вышивка, керамика. Однако, гуляя сегодня по узким улочкам без путеводителя и навигатора, узнать идентичность города сложно. Те же вывески, киоски, малые архитектурные формы. Лишь отдельные памятники, певучая Ока и красный тарусский петушок, что красуется на белоснежной урне, напоминает о великих мастерах и вековых традициях.
Автор: Ирина Радаева, Главный архитектор Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогор Проект»
Дизайн-код улиц: на 7,5 тысячи зданий появились вывески нового образца
Более 1,8 тысячи рекламно-информационных конструкций обновили за прошлый год в столице. Всего вывески по новым правилам за четыре года установлены по 7,5 тысячи адресов, рассказал главный архитектор города Сергей Кузнецов.
Требования к оформлению вывесок в Москве появились в 2014 году. Согласно единому стандарту конструкции не должны закрывать фасад здания: их нужно размещать не выше линии второго этажа дома и только на свободных от архитектурных элементов поверхностях. Также они не могут закрывать оконные и дверные проемы, витрины и витражи.
Индивидуальный дизайн возможен для стадионов, театров, торговых центров и цирков. Их владельцы могут разместить вывески, не соответствующие единому городскому формату, предварительно подав заявку на mos.ru.
«Была проведена большая работа, которая позволила сделать городскую среду более комфортной и приятной для глаз, — отметил Сергей Кузнецов. — Архитектура прекрасна тем, что в ней всегда есть место неожиданности, сюрпризу, и хорошо, что талантливые архитекторы выходят за привычные рамки».
При этом город пошел навстречу бизнесу и упростил правила размещения вывесок. Если они соответствуют новым стандартам, то разрешение Москомархитектуры на установку не требуется. Если установленная вывеска не отвечает требованиям, то ее демонтируют, а владельцу выпишут штраф.
Архитектурный код города это
Наличие дизайн-кода делает объект цельным, согласованным и понятным. Это касается и таких масштабных объектов как города. Зачем «кодировать» улицы, проспекты и целые населенные пункты, а главное — как это делают, разобралась редакция gorod.pervo.ru.
Что еще за код и при чем здесь дизайн?
Дизайн-код — это набор правил проектирования, которые подробно проиллюстрированы и помогают детально выстроить дизайнерское видение плана при проектировании и какого-либо объекта.
Яркий пример проработанного дизайн-кода на Западе — руководство к оформлению вывесок в Вашингтоне. В документе предусмотрено все: начиная от угла падения на объект света и заканчивая требованиями к размеру, чтобы не возникало визуального конфликта с соседними вывесками.
Так фасад здания воспринимается, как одно целое, без лишнего визуального шума, и выглядит эстетично. Благодаря стандартам кода предпринимателям легче оформлять свои точки. Бумажная волокита становится меньше, а принципы оформления — понятнее.
Есть ли дизайн-код в России?
У нас дизайн-код существует в формате сводов и правил, а кода для деталей до недавних пор никто не разрабатывал. Но теперь, когда популярность эргономичных и красивых общественных пространств выросла, полноценный дизайн-код стал востребован.
Например, не так давно дизайнеры студии Артемия Лебедева «закодировали» улицы Москвы и показали, насколько городская среда изменится, если вывески и указатели будут согласованы в одном стиле и расположены в строго определенных местах.
Однако внедрение дизайн-кода все еще остается инициативой конкретного муниципалитета, поэтому далеко не во всех городах местная власть озабочена разработкой кода.
Также эта процедура подразумевает и масштабный демонтаж различных объектов, которые не вписываются в общую канву, — от вывесок до ларьков. Это тоже создает сложности. Например, в Твери по этой и другим причинам дизайн-код не могут ввести уже пять лет.
Однако проблему, по крайней мере, разномастных вывесок за последние десять лет все же смогли решить в Москве, Белграде, Твери, Краснодаре и других городах России.
Дизайн-код на Урале
Сейчас над ним работают, например, в Екатеринбурге, Перми. Также реализация кода идет и в Первоуральске в рамках комплексной программы благоустройства и развития городских пространств Первоуральска, разработанной специалистами «Центра аналитики города» под руководством Сергея Капкова в рамках соглашения между Группой ЧТПЗ, Правительством Свердловской области и Администрацией города.
Для города отдельно создали брендбук и выделили идентичность: «город трубников», «граница между Европой и Азией». Создали логотип, фирменные шрифты и набор цветовых решений.
30 сентября в Первоуральске состоялся круглый стол на тему дизайн-кода, организованный Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства и Администрация ГО Первоуральск.
Участники обсудили, как реализовать идеи на практике и выработать оптимальные решения для бизнесменов, работающих в городской среде. Именно от предпринимателей зависит, как быстро яркие и броские рекламные баннеры и вывески магазинов оформят в общем стиле.
Сочетание вывесок с архитектурным стилем города — один из основных тезисов нового брендбука Первоуральска. Этот документ носит рекомендательный характер, однако в ходе круглого стола бизнесмены заявили, что уже готовы проявить инициативу и оформить фасады в соответствии с едиными требованиями.
В планах — в принятом стиле оформить информационную инфраструктуру Первоуральска, а также прийти к единообразию вывесок на улицах города.
Программа «Первоуральск Преображение» сделает город лучше, а жители будут гордиться своим родным краем.
Сооснователь архитектурного бюро «Плотинка» Илья Полянских считает, что дизайн-код обязательно нужен и самому городу, и его жителям. Во-первых, дизайн-код позволяет идентифицировать на фоне других городов страны. Во-вторых, для горожан это повод гордиться местом, где они живут, работают, учатся.
«Если дизайн-код создан с опорой на устоявшиеся образы города и горожан, его примут и полюбят, — считает Илья. — То, что сейчас происходит в Первоуральске — красивая, глубокая и осмысленная история. Здорово, что жителей вовлекают в процессы принятия решений. Надеюсь, у Первоуральска получится стать примером внедрений дизайн-кода для уральских городов».