афазия сенсомоторная код по мкб 10

Дисфазия и афазия

Рубрика МКБ-10: R47.0

Содержание

Определение и общие сведения [ править ]

Можно выделить 4 основные формы афазии:

— моторную (афазия Брока);

— сенсорную (афазия Вернике);

— сенсомоторную (глобальная афазия);

Этиология и патогенез [ править ]

Клинические проявления [ править ]

При моторной афазии страдает речевая зона Брока, расположенная у правшей в задних отделах левой нижней лобной извилины. Сенсорная афазия возникает при локализации очага поражения в задней трети левой верхней височной извилины (речевая зона Вернике). Сенсомоторная афазия наблюдается при поражении обеих речевых зон (Брока и Вернике). Амнестическая афазия возникает при поражении теменно-височной области левого полушария.

Для моторной афазии характерно:

— расстройство собственной речи; при грубых нарушениях она невозможна (иногда больной произносит лишь речевой эмбол типа «та-та», «да-да», «нет-нет» и т.д.); в более легких случаях речь больных крайне бедна и состоит лишь из отдельных слов;

— понимание речи окружающих, в основном, сохранено;

— чтение и письмо могут быть нарушены в различной степени.

Для сенсорной афазии характерны:

— нарушение понимания речи окружающих; в тяжелых случаях оно полностью отсутствует; в более легких случаях понимание речи неполное, фрагментарное, например, больной может понять и выполнить односложную инструкцию: «возьмите авторучку», но не понимает многосложную: «возьмите авторучку, положите ее в блокнот, а блокнот положите на тумбочку»;

— при относительно сохранном фонематическом слухе, что наблюдается при акустико-мнестической афазии, отмечается феномен отчуждения, когда больной правильно повторяет слово, например, «стол», но не понимает, что оно значит, и не может показать, где находится стол в комнате;

— собственная речь при сенсорной афазии свободная, обильная, но малоинформативная; поток исковерканных слов и их обрывков образно обозначают терминами: «словесная окрошка», «словесный салат»; в легких случаях речь более информативна, но в ней много вербальных парафазий (словесных замен), например, больной показывает на вилку, а говорит «ложка»;

— нарушены чтение и письмо.

При сенсомоторной афазии наблюдаются разной степени выраженности как нарушение собственной речи, так и понимание речи. При этом, как правило, первым восстанавливается понимание речи.

Дисфазия и афазия: Диагностика [ править ]

Дифференциальный диагноз [ править ]

Дисфазия и афазия: Лечение [ править ]

Для восстановления речи используются психолого-педагогические занятия, которые обычно проводит специально обученный логопед или нейропсихолог. Занятия по восстановлению речи более эффективны в комплексе с лечением ноотропными препаратами.

Восстановление письма и чтения

Параллельно с занятиями по восстановлению устной речи и ее пониманию больных необходимо обучать чтению и письму, так как восстановление этих функций в значительной степени способствует и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой (грубый парез), следует с самого начала учить писать больного левой рукой.

Лучше начинать обучение рукописному письму, чем печатанию на компьютере, так как письмо прописью более тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение больного печатанию на компьютере, особенно, в тех случаях, когда больной владел им до болезни.

Источник

Нарушения речи, не классифицированные в других рубриках (R47)

Алфавитные указатели МКБ-10

Внешние причины травм — термины в этом разделе представляют собой не медицинские диагнозы, а описание обстоятельств, при которых произошло событие (Класс XX. Внешние причины заболеваемости и смертности. Коды рубрик V01-Y98).

Лекарственные средства и химические вещества — таблица лекарственных средств и химических веществ, вызвавших отравление или другие неблагоприятные реакции.

В России Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) принята как единый нормативный документ для учета заболеваемости, причин обращений населения в медицинские учреждения всех ведомств, причин смерти.

МКБ-10 внедрена в практику здравоохранения на всей территории РФ в 1999 году приказом Минздрава России от 27.05.97 г. №170

Выход в свет нового пересмотра (МКБ-11) планируется ВОЗ в 2022 году.

Сокращения и условные обозначения в Международой классификации болезней 10-го пересмотра

БДУ — без дополнительных уточнений.

НКДР — не классифицированный(ая)(ое) в других рубриках.

— код основной болезни. Главный код в системе двойного кодирования, содержит информацию основной генерализованной болезни.

* — факультативный код. Дополнительный код в системе двойного кодирования, содержит информацию о проявлении основной генерализованной болезни в отдельном органе или области тела.

Источник

Афазия сенсомоторная код по мкб 10

Афазия представляет собой нарушение коммуникативной функции, которое происходит после того, как развилась речь, обычно у взрослых. При афазии нарушается не только речь, но и понимание речи и письма. В большинстве случаев интеллект как таковой не страдает.

а) Симптомы и клиника афазии. Симптомы афазии включают выраженное в той или иной мере нарушение образования речи, понимание ее при аудировании, фонетические, морфологические и семантические парафазии.

Большинство специалистов выделяют два основных нарушения при афазии: понимание речи на слух и нарушение плавности речи, которое легло в основу концепции о двух типах афазий: без нарушения плавности речи и с нарушением плавности речи.

Афазия без нарушения плавности речи (афазия Брока). При нарушении плавности речь бывает замедленна, требует от пациентов дополнительных усилий, нарушается ее продукция и просодия. Пациенты затрудняются в использовании существительных на родном языке и в правильном грамматическом построении предложений и особенно затрудняются в употреблении глаголов и предлогов.

Нарушение речи происходит в основном на уровне звуков, проявляясь в их транспозиции и неуместности. Понимание речи на слух страдает лишь незначительно. Больные не могут повторить то, что им говорят. Афазия Брока нередко сочетается с двигательными нарушениями. Гемиплегия на стороне, противоположной очагу поражения в мозге, нарушает ходьбу и письмо.

Расстройство письма происходит параллельно нарушению продукции речи, но если рука, которой пишет пациент, парализована, нарушение письма более выражено.

Афазия с нарушением плавности речи (афазия Вернике). При афазии с нарушением плавности речи страдает понимание речи и контроль над собственной речью. Больные многословны и употребляют неуместные слова.

Отмечается несоответствие между пониманием разговорной и письменной речи. Чтение и письмо нарушено в такой же мере, как понимание речи и ее продукция. Из-за нарушения понимания речи больные затрудняются повторить слова, произносимые другим. У лиц с нарушением плавности речи иногда страдают механика речи, функция руки или ходьба.

При аномической афазии больные затрудняются называть предметы.

При проводниковой афазии нарушены нервные связи между задними и передними зонами речи, поэтому больные затрудняются исправлять ошибки в собственной речи, а также повторить речь других.

б) Причины и механизмы развития. Речевая область в головном мозге включает часть лобной, височной и теменной долей вокруг сильвиевой борозды и глубинные структуры головного мозга. Афазия чаще всего бывает вызвана поражением коры левого полушария головного мозга, которое доминирует в образовании речи и формировании языковых навыков.

Полушарная латерализация у относительно небольшой части людей обратная: она отмечается примерно у половины левшей и у небольшой части правшей. В этих случаях причиной афазии бывает поражение правого полушария. Иногда причиной афазии бывает поражение подкорковых образований, в частности базальных ядер или таламуса, которые имеют богатые связи с корой головного мозга.

в) Диагностика. Локализацию очага поражения в головном мозге устанавливают по результатам МРТ и КТ. Тесты на нарушение речи, а именно на называние предметов, понимание, чтение, письмо и воспроизведение и другие тесты для оценки когнитивной функции, следует выполнить сразу после инсульта. Речь является той функцией, исследуя которую, оценивают большинство когнитивных функций. Поэтому проверить ее следует в первую очередь. При интерпретации нарушений когнитивных функций у больных с выраженной афазией следует проявлять осторожность.

Исследование включает выслушивание речи пациента, оценку способности пациента узнавать и называть предметы, понимать услышанное и повторять некоторые слова и фразы. Больным следует предложить также прочитать текст вслух и объяснить его. Кроме того, оценивают письмо, предложив больному переписать текст и написать что-нибудь без подсказки.

Стандартизированное исследование (например, ахенский тест для проверки нарушений речи и бостонская диагностическая экспертиза афазии) включает оценку ряда симптомов. Эти исследования обеспечивают исходную информацию, с которой в дальнейшем сравниваются результаты последующих исследований для оценки динамики в клиническом течении и эффективности лечения. Оценка тяжести афазии включает следующие лингвистические уровни:
• Способность к общению: беседа, понимание и передача информации.
• Артикуляция и просодия: точность, плавность, быстрота, ритм речи и вокализаия.
• Автоматизм речи: воспроизведение, постоянство, непреднамеренные восклицания, например вербальные автоматизмы, стереотипии и эхолалия.
• Семантическая структура: воспроизведение слов, комбинирование слов, дифференцирование слов по смыслу, бессмысленный поток слов и фраз.
• Фонетическая структура: звуки в словах и их порядок (эхолалия, альтерация и т.д.).
• Синтаксическая структура: полнота и сложность предложений, количество частей и их порядок в предложении, инфекция и связующие элементы, диагноз аграмматизма и параграмматизма.

Основные симптомы, на основании которых диагностируют афазию, приведены в таблице.

Лица, у которых нет афазии, выполняют тесты (например, тест символов) почти без ошибок.

афазия сенсомоторная код по мкб 10

г) Дифференциальный диагноз:

Дизартрия, обусловленная параличом многих мышц, участвующих в речи, включая мышцы языка. Дизартрия часто сочетается с афазией.

Травматическое повреждение мозга. Травма головы, вызывающая повреждение головного мозга, которое может быть ограниченным и охватывать одну зону мозга, или диффузным и охватывать более одной зоны.

Деменция, в частности болезнь Альцгеймера. В этих случаях общие когнитивные нарушения приводят к нарушениям речи.

д) Лечение афазии. Для уменьшения негативных последствий инсульта лечение больных в ранней фазе этого заболевания следует проводить в неврологических отделениях и специализированных инсультных отделениях. Речевая терапия и восстановление когнитивной функции при участии логопедов направлены на модификацию речи и коммуникативных навыков и тренинг больных с афазией, у которых относительно сохранны речевые навыки, например способность читать и писать.
Лечение афазии включает восстановительные и компенсирующие упражнения и психологическую поддержку.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Задержка психоречевого развития

Общая информация

Краткое описание

Протокол «Задержка психоречевого развития»

Код по МКБ:

F80.1. Задержка психоречевого развития

Расстройство экспрессивной речи (связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа)

F80.2. Расстройство рецептивной речи

Связанная с развитием:

— Дисфазия или афазия рецептивного типа

F80.9 Расстройство развития речи и языка

афазия сенсомоторная код по мкб 10

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

— Подключено 300 клиник из 4 стран

афазия сенсомоторная код по мкб 10

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация

Задержка психического развития с речевой недостаточностью (Л.А. Булахова):

2. Сенсорная алалия.

— задержка психического развития с дисграфией;

— задержка психического развития с дислексией;

— задержка психического развития с дискалькулией;

— задержка психического развития с диспраксией;

— задержка психического развития в связи с врожденной или рано приобретенной глухотой и тугоухостью;

— задержка психического развития в связи со слепотой или слабовидением.

Классификация речевых расстройств (Л.О. Бадалян). Речевые расстройства:

Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы:

Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

— заикание;
— мутизм и сурдомутизм.

Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

Задержка речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогическая запущенность и т.д.)

Диагностика

Диагностические критерии

Жалобы и анамнез: задержка в психоречевом развитии, снижение мышления, памяти, внимания, расторможенность, неусидчивость; перинатальный анамнез отягощен, в анамнезе возможны черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции.

Физикальное обследование: психоречевое развитие не соответствует ребенку, нарушение поведения, неадекватные реакции.

Лабораторные исследования: в пределах нормы.

Инструментальные исследования: на ЭЭГ задержка формирования возрастной корковой ритмики, диффузные изменения электрогенеза.

Показания для консультации специалистов: логопед, психолог, ЛОР сурдолог, окулист.

Минимум обследования при направлении в стационар:

— общий анализ крови;

Основные диагностические мероприятия:

1. Общий анализ крови.

2. Общий анализ мочи.

4. Исследование слуха.

6. КТ головного мозга.

Дополнительные диагностические мероприятия:

1. ИФА на токсоплазмоз.

2. ИФА на цитомегаловирус.

3. Анализ мочи на обменные нарушения.

4. УЗИ органов брюшной полости.

Дифференциальный диагноз

Ранний детский аутизм

Особенно нарушена коммуникативная функция речи, отмечается задержка развития речи.

Резкое нарушение фонетической стороны речи, речь отсутствует или ограничена, в словах многочисленные ошибки, звуковые замены, эхолалии.

Аутичное поведение, стереотипные движения рук, напоминающие выжимание, стискивание, хлопки, «мытье рук», потирание, появляющиеся после потери целенаправленных движений рук; нарушения походки (апраксии и атаксии), выявляющиеся в возрасте 1-4 лет

Дети играют в одиночестве, стереотипно, чаще неигровыми предметами, нарушено коммуникативное поведение, стереотипный характер игр

Дети часто неусидчивы, расторможены

Неуверенность в себе, раздражительность, молчаливость

До 1 года психоречевое развитие соответствует возрасту, затем постепенная утрата ранее приобретенных навыков. Интеллект значительно снижен

Уровень интеллекта колеблется от субнормального до нормального

Задержка психического развития

Легкая задержка психического развития

Крайне ограничено понимание речи, глубокое повреждение экспрессивной и импрессивной речи и грубая задержка психомоторного развития

Дети понимают речь окружающих

Дети не понимают речь окружающих

Дети понимают речь окружающих

Лечение

Тактика лечения

Цели лечения:

— активизация психического развития;

— пополнение пассивного и активного словарного запаса;

— повышение эмоционального тонуса, настроения ребенка;

— обучение навыкам самообслуживания;

Немедикаментозное лечение:

— индивидуальные коррекционные занятия с логопедом;

— занятия с психологом;

— групповые занятия ЛФК;

— массаж воротниковой зоны, головы;

Медикаментозное лечение

Инстенон, таблетки (1 таблетка содержит 50 мг этамивана, 20 мг гексобендина, 60 мг этофиллина). Многокомпонентный нейрометаболический препарат. Суточная доза составляет 1,5-2 таблетки, назначается в 2 приема (утром и днем), после еды. Для исключения побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 5-8 дней. Продолжительность лечения 4-6 недель.

Ангиопротекторы с целью улучшения мозгового кровообращения: винпоцетин, циннаризин.

Седативная терапия по показаниям: ноофен, ново-пассит.

Корректоры поведения: сонапакс, хлорпротиксен.

Профилактические мероприятия:

— профилактика вирусных и бактериальных инфекций.

Дальнейшее ведение: регулярные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, социальная адаптация ребенка, оформление в специализированный детский сад, прохождение медико-педагогической комиссии для решения вопроса об обучении ребенка.

Основные медикаменты:

1. Актовегин, ампулы 2 мл 80 мг

2. Винпоцетин (кавинтон), таблетки 5 мг

3. Пирацетам, ампулы 5 мл 20%

4. Пирацетам, таблетки 0,2 и 0,4

5. Пиридоксин гидрохлорид, ампулы, 1 мл 5%

6. Пиритинол (энцефабол), драже 100 мг, суспензия (5 мл=80,0 пиритинола)

7. Тиамин хлорид, ампулы 5%, 1 мл

8. Фолиевая кислота, таблетки 0,001

9. Церебролизин, ампулы 1 мл

10. Цианокобаламин, ампулы 1 мл, 200 мкг и 500 мкг

Дополнительные медикаменты:

2. Актовегин, драже 200 мг

3. Глицин, таблетки 0,1

4. Гопантеновая кислота (пантокальцин), таблетки 0,25

5. Инстенон, таблетки

6. Магния лактат+пиридоксин гидрохлорид, таблетки магне В6

7. Нейромультивит, таблетки

8. Неуробекс, таблетки

9. Ново-пассит, таблетки, раствор

10. Ноофен,таблетки 0,25

11. Тиоридазин (сонапакс), таблетки 10 мг

12. Хлорпритиксен, 15 мг

13. Циннаризин, таблетки 25 мг

Индикаторы эффективности:

1. Улучшение внимания, памяти, работоспособности.

2. Пополнение пассивного и активного запаса слов.

3. Повышение эмоционального и психического тонуса.

Госпитализация

Показания к госпитализации (плановая): задержка психоречевого развития с рождения или приобретенная, эмоционально-волевые расстройства, общее недоразвитие речи, утрата навыков произношения и понимания речи.

Информация

Источники и литература

Информация

Список разработчиков:

Разработчик

Место работы

Должность

Кадыржанова Галия Баекеновна

РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3

Серова Татьяна Константиновна

РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №1

Мухамбетова Гульнара Амерзаевна

Кафедра нервных болезней, КазНМУ

Ассистент, кандидат медицинских наук

Балбаева Айым Сергазиевна

РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3

Источник

афазия сенсомоторная код по мкб 10

Тотальная афазия – это одновременное, тяжело выраженное нарушение моторного и сенсорного звена речи. Синдром характеризуется отсутствием спонтанной и непониманием обращенной речи, расстройством операций чтения и письма, что делает невозможным вербальный контакт с больным. Из сопутствующих расстройств наблюдается гемиплегия. Область поражения устанавливается с помощью церебральной МРТ/КТ, УЗДС артерий головного мозга. С целью оценки речевого и психологического статуса больного выполняется тестирование. Лечение включает фармакотерапию, нейрохирургические вмешательства, логопедическую помощь, нейрокоррекцию.

МКБ-10

афазия сенсомоторная код по мкб 10

Общие сведения

Тотальная (глобальная, сенсомоторая) афазия − наиболее тяжелая форма афатического расстройства, при которой в равной степени страдают экспрессивные и рецептивные языковые навыки. Частота глобальной афазии неизвестна, поскольку чаще разлитое речевое нарушение носит транзиторный характер и наблюдается только в остром периоде мозговой катастрофы. Примерно в трети случаев тотальная афазия остается в резидуальном периоде травмы или заболевания. Это приводит к тяжелой и длительной инвалидизации больных, требует привлечения значительных реабилитационных ресурсов.

афазия сенсомоторная код по мкб 10

Причины

Тотальная афазия является результатом обширного поражения доминантного полушария, охватывающего несколько речевых областей, отвечающих за продукцию и понимание речи. В патологический процесс в различных комбинациях вовлекаются центры Брока, Вернике (перисильвиева область), островковая доля, теменные области. Нередко к сенсомоторной афазии приводит повреждение подкорковых образований: таламуса, базальных ядер, белого вещества мозга. Подобные поражения могут развиваться в результате следующих причин:

Преходящая глобальная афазия, когда пациент утрачивает речевую функцию на короткое время, может возникнуть вследствие транзиторной ишемической атаки, мигренозного приступа, эпилептического припадка.

Патогенез

Механизм развития тотальной афазии зависит от области поражения. Так, при вовлечении перисильвиевой коры (зоны вокруг Сильвиевой борозды, разделяющей лобную и височную доли) и прилежащей к этой области теменной коры развивается орально-артикуляционная апраксия, акустическая агнозия. Нарушается произнесение, понимание, повторение устного и письменного высказывания. Перисильвиева область кровоснабжается из бассейна средней мозговой артерии, поэтому ее окклюзии или разрывы наиболее часто выступают причиной тотальной афазии.

Поражение подкорковых структур тесно связано с корковыми речевыми центрами. При наличии субкортикальных патологических очагов речевая деятельность нарушается по типу псевдолобного и псевдовисочного синдромов. Кроме этого, тотальная афазия возникает, если очаг поражения затрагивает белое вещество любой доли мозга: височной, лобной, теменной.

Глобальная афазия часто наблюдается в первые сутки после тяжелого повреждения головного мозга из-за церебрального отека. Через некоторое время, по мере естественного восстановления и в результате терапии тотальная афазия может трансформироваться в экспрессивную (моторную) или рецептивную (сенсорную). В некоторых случаях синдром тотального распада речи остается в качестве основного.

Классификация

Тотальная афазия делится на 2 вида в зависимости от сохранности речевых функций:

Замечено, что большие по площади, но малые по протяженности очаги поражения (геморрагии, ишемии) вызывают афазию с частичным сохранением понимания обращенной речи. Напротив, латерально расположенные, вытянутые в передне-заднем направлении зоны повреждения обусловливают полную форму тотальной афазии.

Симптомы тотальной афазии

В остром постинсультном или посттравматическом периоде большинство афатических расстройств носит глобальный характер. У больных нарушено как моторное, так и сенсорное звено речевой функции. Как правило, в первые недели после острой мозговой катастрофы понимание речи постепенно улучшается, и глобальная афазия сменяется другой формой, чаще тяжелой афазией Брока. Однако у части пациентов глобальный распад языковой функции сохраняется длительное время.

Несмотря на тяжесть нарушения речи, языковые возможности лиц, страдающих глобальной афазией, могут быть различными. Одним пациентам доступно произнесение некоторых звуков и слов, в частности, спонтанных ответов «да» и «нет», или же автоматизированных рядов (счет, перечисление дней недели, слова песен). У таких пациентов может присутствовать эмоционально окрашенный речевой эмбол.

Аналогичная ситуация отмечается с пониманием речи. Некоторые больные узнают на слух и реагируют на личностно значимые обозначения (имена близких, название знакомых мест), в то время как другие темы разговора остаются непонятными. Люди с тотальной афазией могут угадывать мимику лица или тон голоса говорящего, поэтому часто кажется, что они понимают речь лучше, чем есть на самом деле. Другие пациенты с тотальной афазией не в состоянии произнести ни одного звука и не понимают обращенной речи.

Грубо нарушены или совсем невозможны чтение, счет, письмо (алексия, акалькулия, аграфия). Практически у всех больных отмечается правосторонняя гемиплегия/гемипарез, часто выявляется глубокая гемигипостезия или гемианестезия, гемианопсия. Благодаря сохранности правого полушария человек с тотальной афазией может выражать себя с помощью мимики, интонации, жестов.

Осложнения

Обширные повреждения мозга, нарушающие речевой потенциал, также могут ухудшать другие психические функции. При наличии сопутствующего когнитивного дефицита могут возникнуть трудности с вниманием, памятью, обучением. Без должного восстановительного лечения и реабилитации больные с тотальной афазией остаются глубокими инвалидами из-за полной невозможности коммуникации с внешним миром, ограничений движения и самообслуживания. Такие пациенты испытывают глубокую депрессию, часто не имеют достаточной мотивации к занятиям.

Диагностика

Обследование больного с тотальным распадом речевых навыков начинается с определения причины и зоны церебрального поражения. Установление формы афазии становится возможным только после окончания острейшего периода церебральной катастрофы. В диагностическом консультировании больных участвуют врачи-неврологи и нейрохирурги, логопеды, нейропсихологии. Минимальный план обследования:

Лечение тотальной афазии

Терапия и хирургия

В первые часы ишемического инсульта наиболее эффективным является проведение реперфузионной терапии (внутривенного или внутриартериального тромболизиса). Для борьбы с отеком мозга применяют диуретики, умеренную гипотермию. В период лечения больные получают антикоагулянты, антиагреганты, нейропротекторы, антиоксиданты, антигипертензивные средства.

По показаниям осуществляются оперативные вмешательства: каротидная эндартерэктомия, имплантация каротидного стента во внутреннюю сонную артерию, удаление церебральных неоплазий. Внутричерепные геморрагии требуют проведения краниотомии и оперативного удаления внутримозговой гематомы, аспирации гематомы через фрезевое отверстие, стереотаксического удаления.

Физическая реабилитация

Методы физической реабилитации направлены на активизацию двигательной активности, способности к самообслуживанию. Больным рекомендуется дозированная физическая нагрузка: лечебная гимнастика, механотерапия, эрготерапия. При сопутствующей дисфагии проводятся сеансы нейромышечной электростимуляции Vocastim. При парезах целесообразно назначение процедур электрофореза, миостимуляции, магнитотерапии, дарсонвализации.

Логопедическая коррекция

На занятиях по восстановлению речи первоочередное внимание уделяется улучшению восприятия обращенной речи. Для этого сначала активизируют неречевой слуховой гнозис, акустическое внимание и контроль. Затем переходят к дифференцированному восприятию речевых звуков и их произнесению. При этом опираются на тактильные ощущения, визуальное восприятие, прибегают к вкусовой и обонятельной стимуляции.

В речевой реабилитации лиц с тотальной афазией особую роль играет использование различных мобильных приложений, средств и методов альтернативной речевой коммуникации, жестовой речи. Несмотря на то, что речевая терапия не всегда оказывается эффективной при синдроме тотальной афазии, она может способствовать значительному расширению коммуникативных навыков, улучшению самочувствия больных, снижению уровня депрессии.

Прогноз и профилактика

При оценке речевого прогноза тотальной афазии основными факторами, влияющими на нейропластичность мозга, выступают возраст, локализация поражения, преморбидный когнитивный и соматический статус, мотивация на лечение. Решающим при этом является раннее начало логотерапии (в первый месяц после возникшего нарушения).

Хотя речевой прогноз для лиц с глобальной афазией не слишком благоприятен, в целом возможно достичь заметного улучшения в различных аспектах языка. Обычно понимание речи удается нормализовать, но в последующем сохраняется моторная афазия Брока или транскортикальная афазия различной степени тяжести. Худшие результаты восстановления речевой функции показывают пациенты с очаговым поражением лобно-височно-теменной области − у них отмечается минимальное улучшение речи или сохранение глобальной афазии.

Профилактика включает мероприятия по предупреждению травм головы, церебральных инсультов, нейроинфекций. Следует ответственно подходить к лечению фоновых заболеваний, которые могут послужить этиофактором тотальной афазии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *