Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Монитор новостей
 
Проблемы в образовании есть, но мы знаем, как их решать

Проблемы в образовании есть, но мы знаем, как их решать

05.10.2011, 12:10 nechaev_int.jpg

— Василий Семенович, как школы края подготовились к 2011-2012 учебному году? Чем Вы, как руководитель профильного комитета в Законодательном Собрании, смогли им помочь?

— Этим летом с задачей подготовки к новому учебному году мы справились неплохо. На сегодняшний день все школы в Красноярском крае (около 1300) приняты Роспотребнадзором, все они сегодня работают. То есть, задачи, которые были поставлены образовательным учреждениям в плане инфраструктурной подготовки, на сегодня решены. Безусловно, это огромный труд и самих родителей, и преподавателей.

Если говорить об обеспеченности учебной литературой и пособиями, то надо признать, что сегодня много вопросов возникает по школьным учебникам. Кажется, и министерство работает, и мы стараемся, есть фонд учебной литературы, но все равно появляются недовольные родители, которые говорят: «У нас не хватает учебников».

Причину я вижу в слабой работе руководителей образовательных учреждений. Запас в школьной библиотеке должен обеспечивать директор школы. Не надо лениться, надо выбрать и привезти. Учебной литературы в Красноярском крае достаточно. Просто иногда на покупку учебников не хватает средств в местных бюджетах. Но мы помогаем средствами из краевого бюджета. И министерство, и Законодательное Собрание контролируют сегодня процесс подготовки и работы школ.

— Какая работа была проведена по модернизации региональных систем образования в Красноярском крае?

— Благодаря федеральной программе модернизации образования и нашей региональной программе «Дети» проведено обновление школьного оборудования. Это особенно важно в момент, когда начальная школа переходит на новые стандарты образования. В соответствии с федеральным перечнем мы обеспечили школьным оборудованием, начиная от ручки и заканчивая компьютером для первоклассника, практически полностью весь край.

Мы проводим переподготовку учительского состава на базе нашего института дополнительного образования и повышения квалификации КГПУ, третий год ведем эксперимент по переходу на новую систему оплаты труда педагогов. Сначала мы работали выборочно со школами, которые были к этому нововведению максимально готовы. Думаю, что сейчас учителя уже понимают, что стимулирующие выплаты — это хорошо. Уже к лету этого года 40% краевых школ перешли на новую систему оплаты труда. А в преддверии нового учебного года, так как фонд заработной платы учителей был увеличен на 30%, на новую систему оплаты труда были переведены все школы края.

В краевой бюджет на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов внесены изменения в части увеличения расходов на оплату труда учителей на 30 процентов по отношению к 1 января 2011. На заработную плату учителей дополнительно выделено 544,5 млн рублей. Также данное увеличение будет предусмотрено на 2012-2013 годы. С 1 сентября 2011 года расходы краевого бюджета на заработную плату учителей увеличены на 23,5 процента. Учитывая прошедшее с 1 апреля 2011 года повышение заработной платы бюджетникам на 6,5 процента, среднее годовое повышение фонда оплаты труда составляет 30 процентов.

— В связи с переходом на новую систему оплаты труда какие-то трудности все-таки возникают?

— Трудности в голове у педагогов возникают. Это человеческий фактор, тот самый консерватизм. Педагогические коллективы в основном все-таки возрастные, молодежь мало идет работать в школу. Хотя молодые легче воспринимают реформы, идут на эксперименты, готовы к большему риску.

Наша главная задача — не просто увеличить заработную плату конкретному учителю, а повысить качество обучения ребенка. Должны работать критерии оценок учительской работы в каждой школе: по уровню подготовки выпускников, по результатам ЕГЭ, по успешности классного руководства. Качество обучения, здоровье ребенка, его сопровождение — все это должно быть в критериях, согласно которым учитель может получать повышенную заработную плату. На эту реформу из краевого бюджета в 2011 году мы выделили более 560 миллионов рублей, на будущий год планируем выделить 1 миллиард 600 миллионов рублей.

В начале 2011 года председатель краевого правительства Эдхам Шукриевич Акбулатов поставил задачу в течение трех лет довести зарплату педагогов до среднекраевого уровня. Я надеюсь, что нам удастся это сделать и раньше: все-таки от 17 тысяч до 23 тысяч рублей разрыв не такой уж большой. Учителя еще с 1990-х годов требуют приравнять их заработную плату к средней по стране. Сегодня на это пошли, и я абсолютно уверен, что эта задача будет выполнена. Но и качество образования должно вырасти!

— Сегодня в педагогике ощущается «кадровый голод». Что предпринято для закрепления учителей в школах? Какую поддержку оказывают молодым педагогам?

— В нашем педагогическом университете не пустует ни один факультет. Но, то, что после получения его диплома в школу идет лишь 10-15 процентов — это тоже факт. То есть люди учатся для получения документа о высшем образовании, а после уходят в другие сферы деятельности. Эту проблему мы видим и пытаемся решать.

Сегодня молодые педагоги уравнены в финансовых условиях с опытными учителями. Теперь неважно, есть ли у учителя стаж в 30 лет, или у него стаж работы 1 год. Новая система оплаты ориентирована на результат: есть качество подготовки детей по предмету — получи деньги, много работаешь — получи деньги, дополнительно занимаешься с детьми во внеурочное время — получи деньги. Так что стимулирующие выплаты — раз. Я думаю, что это уже немало.

Далее. У нас 56 районов, в какие-то педагоги едут, в какие-то нет. В каких-то районах строят жилье для молодых специалистов, участвуют в краевых программах, в каких-то нет. В краевой программе «Жилье» за 2009 год остались неосвоенные средства, потому что от муниципальных образований заявок поступило недостаточно! О чем думают главы таких «неактивных» районов? Не умеют привлекать и грамотно использовать средства? Пусть поучатся у тех, кто умеет, но деньги не должны пропадать! Например, в Ермаковский район молодые специалисты едут, потому что Борис Ситников, до последнего времени бывший главой этого района, подготовил для них все условия!

И те подъемные деньги, которые выдают начинающим учителям за счет средств краевого бюджета, — по 360 тысяч рублей — это для села немало. Председатель правительства Владимир Путин заявил, что каждому молодому специалисту на селе будут выделять миллион рублей из федерального бюджета — я очень на это надеюсь. И краевую поддержку мы, конечно же, окажем.

Фонд стимулирующих выплат трудовые коллективы распределяют с участием наблюдательных и попечительских советов, родительской и педагогической общественности в соответствии с разработанными критериями по оценке качества работы учителей.

— В прошлом учебном году в Красноярском крае 34 школы не прошли процедуру государственной аттестации. Это значит, что их ученики не получили качественное образование. В чем, на ваш взгляд, главные проблемы этих школ и как их можно решить?

— Если школа не отвечает современным требованиям и не может дать определенный стандарт знаний, такая школа не нужна. Все возмущаются, что сократили очень много малокомплектных сельских школ. Не от хорошей жизни! Под сокращение попали те школы, где два учителя, и больше туда калачом никого не заманишь! Там где-то 8-10-15 детей. Кто будет аттестовывать и лицензировать такую школу? Сегодня мы практически избавились от малокомплектных сельских школ, не соответствующих требованиям Роспотребнадзора. Система доставки детей в школы автобусами есть, она прижилась. Не всем она нравится, но это уже другой вопрос.

Я думаю, что в этом году неаттестованных школ у нас просто быть не должно. Подчеркиваю, что все зависит от руководителей учебных заведений. В отношении некоторых школ осуществляется строгий контроль со стороны краевого министерства образования, и мы, со стороны Законодательного Собрания тоже присматриваем за ними.
Есть еще один способ решения проблемы малокомплектных школ — дистанционное обучение. Эта система получения образования выведет ситуацию на другой уровень.

— Насколько активно реализуется этот проект?

— Сейчас мы находимся в стадии мониторинга, смотрим, где дистанционное образование наиболее приемлемо. Это касается в основном отдаленных территорий. Например, в Курагинском районе система налажена и работает через методический центр. Технология дистанционного обучения также уже 3-4 года работает в Красноярском государственном педагогическом университете имени Астафьева. Чтобы учителя могли ее успешно применять, их дополнительно обучают в самом КГПУ и в СФУ. На мой взгляд, в условиях Сибири, в условиях нашего огромного края, дистанционное образование имеет большую перспективу и потенциал.

— Внедрение дистанционного обучения требует больших затрат, для создания материально-технической базы. В бюджете на 2012 год предусмотрены такие расходы?

— Вообще это федеральная программа. Точные цифры предусмотренных расходов будут известны в октябре, после внесения краевым правительством проекта бюджета на 2012 год. Но, могу сказать уже сейчас, что в проекте бюджета края абсолютно точно будет такая строка расходов.

— На традиционном августовском педсовете министр образования и науки Вячеслав Башев сказал, что открывается школ в Красноярском крае гораздо меньше, чем закрывается. И это несмотря на все старания власти и меры поддержки учителей, которые Вы перечислили?

— Сразу оговорюсь, что в этом году мы открыли в крае четыре новые школы. Но проблема такая, безусловно, существует. У нас 60% школ в деревянном исполнении, особенно в сельской местности. Мы ведь не от хорошей жизни закрываем школы! Люди возмущаются, но позднее понимают, что ребенка все-таки надо учить в лучших условиях, пусть даже не рядом с домом.

Кстати, в начале октября наш комитет заслушает доклады министерства строительства и архитектуры, проектировщиков и министерства образования и науки, связанные с проектами повторного применения. Пока мы заказываем документацию отдельно для каждой школы, но в скором времени будем действовать в соответствии со стандартом, в котором обозначены градации сельских и городских школ по количеству мест. Это будет проектно-сметная документация повторного применения. Мы планируем поставить строительство на конвейер и строить типовые школы, но опираясь на демографическую обстановку на местах.

Мы учитываем сегодняшний «бэби-бум» и понимаем, что надо идти на опережение, чтобы не выявилась вдруг глобальная нехватка школ. У нас в запасе около трех лет, за которые надо учесть все территории, на которых возникнет необходимость в дополнительном строительстве.

— Какие меры обеспечения безопасности школьников предприняты в этом учебном году?

— Их немало, не буду перечислять все. Скажу лишь, что, на мой взгляд, и их недостаточно. Я хотел бы, чтобы все школы охраняла полиция. Кроме того, обеспечение безопасности школьников — комплексная задача. Это и «лежачий полицейский» на пешеходном переходе у школы, и пожарная сигнализация с тревожной кнопкой... И со стороны педагогического коллектива хотелось бы повышенной ответственности. Каждый ребенок должен быть отслежен своим классным руководителем, это надо организовать, провести соответствующее внушение родителям.

— Что предпринято для сохранения и укрепления здоровья школьников?

— Столовые, горячее питание, спортивные залы — при приемке школ это главные вопросы Роспотребнадзора и нашего комитета. 100% школ все это имеют. По питанию, я вам скажу больше: сегодня мы рассчитываем создавать комбинаты, по крайней мере, в городах, чтобы не в каждой школе кто-то там готовил, чтобы можно было проконтролировать и качество, и безопасность. Надо концентрировать базу школьного питания в одном месте. Мы уже разрабатываем такой проект.

У нас в крае практически во всех районах по программе «Наш спортивный школьный двор» строят спортивные площадки. Губернатор дал команду, по которой даже в загородных оздоровительных лагерях должны быть спортплощадки, бассейны. В школах ситуация с внешкольными, школьными площадками, спортзалами неплохая. Радует то, что они не пустуют. Но надо строить еще.

— Получается, проблем в системе общего образования в Красноярском крае нет?

— Проблемы есть, но мы знаем, как их решать, и достаточно успешно решаем. Порой для быстрого и эффективного решения нам банально не хватает денег. Недостаточное финансирование — наша главная проблема! Тем не менее, прогресс за четыре года мы наблюдаем колоссальный.

— Что бы вы хотели сказать учителям в их профессиональный праздник?

— Профессия учителя уникальна сочетанием совершенно разносторонних человеческих качеств и черт: таланта и образованности, душевности и эрудированности, обаяния и умения убеждать, воспитанности и гибкости. Все это делает профессию учителя поистине личностной и творческой, а преподавание и воспитание — и образом жизни, и благородным призванием.

В ваш профессиональный праздник, дорогие учителя, прошу принять самые искренние пожелания крепкого здоровья, счастья, творческих успехов, благополучия, уверенности в завтрашнем дне и оптимизма.

Беседовала Евгения ШЕЛКОВНИКОВА.

№ 69 (1 июля - 13 августа) 2012 года

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
«Енисей-СТМ» вышел в финал чемпионата России
Далее...
 
Проспект Мира в Красноярке будут ремонтировать все лето
Далее...
 
Пожар в аэропорту «Черемшанка» не повлияет на планы развития авиации в крае
Далее...
 
РУСАЛ представил проект энергосберегающей технологии производства алюминия
Далее...
 
Лучших гонщиков года определят в день автомобилиста
Далее...
 
Сегодня БК «Енисей» встретится с чемпионом России по баскетболу
Далее...
 
Первые иллюстрации к «Алисе в стране чудес» привезли в Красноярск
Далее...
 
Ипотека с господдержкой: с материнским капиталом жилье доступнее
Далее...
 
В Красноярске будут метать топоры на дальность
Далее...
 
Названы соперники сборной России по Евро-2012
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail: