Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Шок
 
Регионы будут жить по-новому

Министр регионального развития российского правительства Дмитрий Козак, выступая с докладом на V Красноярском экономическом форуме, заявил о том, что, несмотря на выделение в 2008 году территориям 118 млрд рублей на развитие инфраструктурных проектов, в этом вопросе нужно срочно навести порядок. «Мы должны уйти от хаотичного планирования регионов», – обозначил красной нитью новую политику своего ведомства Козак.

Снятие ограничений

– Я бы сегодня хотел остановиться на территориальных аспектах федеральной инвестиционной политики. Рассказать о тех контурах развития производственной и социальной инфраструктуры, которые дадут регионам, муниципалитетам, а главное бизнесу, ориентиры для формирования своих инвестиционных программ, своих стратегий развития, – без раскачки начал министр регионального развития РФ Дмитрий Козак, напомнив собравшимся, что в Москве ранее утро, видимо, самое время для активной работы.

По словам Козака, на привлечение инвестиций в экономику нашей страны влияют несколько аспектов. Прежде всего, снятие инфраструктурных ограничений и проведение государственной экономической политики – правовое, налоговое, таможенное и тарифное регулирование, ликвидация административных барьеров для привлечения частных инвестиций. По мнению министра, в случае с регионами эти аспекты имеют свои особенности.

– Снятие инфраструктурных ограничений, напомню, находится в ведении федеральных властей. Речь идет о строительстве федеральной производственной инфраструктуры – это федеральные дороги, аэропорты, порты, энергетика, образование и т. д. Мы ежегодно вкладываем в подобные проекты порядка 700 млрд рублей. Все это имеет ключевое значение для привлечения инвестиции как в целом для России, так и для конкретных регионов. Сегодня чрезвычайно важно для федерального центра ответить самому себе и всем заинтересованным лицам, каким образом будет развиваться федеральная инфраструктура в обозримом будущем, – продолжил Дмитрий Козак.

Конструктор территорий

Подобный ответ может появиться у российского правительства только после глубокого анализа прогнозов развития соответствующих территорий.

– Это позволит минимизировать издержки при производстве и транспортировке продукции в регионах. Необходимо, грубо говоря, сконструировать территорию страны таким образом, чтобы производство было максимально приближено к сырьевым источникам, – заявил министр, давая, видимо, таким образом собравшимся понять, что в вопросе объединения российских регионов еще рано ставить точку.

Новые ориентиры

По словам Дмитрия Козака, при появлении прогнозов развития территорий, подготовленных в соответствии с требованиями действующего Градостроительного кодекса, правительственные чиновники смогут нанести на карту регионального планирования более точные ориентиры. Вот только с этим самым региональным планированием все пока обстоит не так хорошо, как хотелось бы.

– 14 февраля на заседании правительства мы детально обсуждали этот вопрос. К сожалению, сегодня в этой области у нас не совсем благополучная ситуация. За пять лет действия Градостроительного кодекса планы развития территорий приняты в 12% муниципалитетов, в 8% регионов. При этом ни одной федеральной схемы территориального планирования исходя из требований закона не сформулировано. Чрезвычайно важно изменить эту ситуацию, – признался Козак.

По его мнению, сегодня регионы и муниципалитеты локализуют развитие собственной инфраструктуры исходя из собственного видения развития экономики. Все это происходит без участия федерального центра. К чему это приведет, по словам министра, нетрудно догадаться – к конфликтам и нанесению материального ущерба федеральному и местным бюджетам. Потери эти, видимо, будут складываться из-за того, что потенциальным инвесторам будет не понятна степень участия федерального центра в реализации тех или иных проектов на конкретных территориях.

– Мы должны придать дополнительный импульс в работе федеральных органов исполнительной власти, а также местных властей. Если мы к 1 января 2010 года сформулируем свои планы в совокупности с прогнозами развития регионов и муниципалитетов, у бизнеса появятся внятные ориентиры для работы на долгосрочную перспективу, – заявил Дмитрий Козак.

Инвестфонд регионам

Министр упомянул и об еще одном инструменте, способном дать толчок к развитию инфраструктуры, – Инвестиционном фонде РФ. По его словам, решение о расширении его возможностей уже принято.

– В составе Инвестиционного фонда выделяется региональная составляющая в размере 1 млрд рублей в среднем на один субъект РФ. Эти средства помогут формировать комплексные инвестиционные планы развития регионального и местного значения. К этим документам будут несколько снижены те высокие требования, которые предусмотрены для аналогичных федеральных планов, – отметил Козак.

Преференции не для всех

На федеральном уровне готовы к изменению государственной экономической политики в отношении отдельных регионов, которым для успешного развития реализации одних инфраструктурных проектов не хватает. Речь идет о тех территориях, на которых географические и климатические условия таковы, что никакой бизнес туда просто так не придет.

– Прежде всего, это наше тихоокеанское побережье. В силу его удаленности, дороговизны энерготарифов и больших транспортных издержек оно малопривлекательно. Здесь мы можем говорить об установлении соответствующих преференций, создании особых экономических зон. Мы не можем бросить эти территории. Мы не можем потерять политический контроль над ними. За геополитические интересы необходимо платить, – вспомнил о забытой было теме особых экономических зон министр.

Развитие местной инфраструктуры

Следующим аспектом, влияющим на процесс привлечения инвестиций, по мнению Дмитрия Козака, является развитие региональной и муниципальной инфраструктур.

– Мы выделяем ежегодно в составе тех самых 700 млрд рублей около 100 млрд рублей (в 2008 году предусмотрено 118 млрд рублей) на эти цели. Но здесь также необходимо навести порядок. К сожалению, четких критериев оказания финансовой помощи, внятных направлений расходования средств сегодня нет. Необходимо в ближайшее время их разработать. Кроме того, пора предоставить больше самостоятельности регионам и муниципалитетам. Не опекать их по поводу строительства пристроек к больницам, школам и т. д. Выделять деньги на развитие конкретной отрасли и спрашивать за конечный результат. Мы сейчас формулируем соответствующие правила, чтобы уже в ближайшее время уйти от хаотичного планирования к системе критериев и показателей, к системе ответственности регионов за использование федеральной помощи. Если таковая выделяется, регион обязан в динамике демонстрировать лучшие результаты, чем среднероссийские. Невыполнение этих требований должно влечь за собой конкретную, прежде всего, финансовую, а иногда и политическую ответственность региональных и местных властей, – показал собравшимся одновременно и пряник и кнут Козак.

Благоприятный инвестиционный климат

Последним инструментом привлечения инвестиций, о котором рассказал министр регионального развития, стал вопрос создания благоприятного инвестиционного климата в территориях.

– Если говорить о региональных аспектах, то, к сожалению, новейшая история демонстрирует множество примеров, когда инвестиционный климат на местах очень зависит от субъективного фактора. Нередко смена губернатора в конкретном регионе меняет тенденции развития экономики территории. Это означает, что системной работы в этом направлении нет. Нам необходимо всячески стимулировать региональные и местные власти зарабатывать самим. Несмотря на то что юридически экономическая власть принадлежит процентов на семьдесят федеральному центру, реальное положение дел таково, что региональные и муниципальные власти оказывают существенное влияние на ситуацию. Это обусловлено, прежде всего, масштабами нашей территории. Какую бы мы ни выстраивали административную вертикаль, что бы мы ни придумывали, уровень влияния местных властей остается очень велик. Необходимо привести юридическое и фактическое положение дел во взаимное соответствие. Отсутствие этого наносит огромный ущерб экономическому климату территорий, прежде всего, потому, что размывается ответственность между многочисленными органами за конечный результат. Именно поэтому мы говорим о том, что региональным и муниципальным руководителям необходимо передать максимальные полномочия в социально-экономической сфере. Но не под честное слово, а с соответствующими механизмами ответственности. Эти механизмы, между тем, должны носить стимулирующий характер. Мы должны поощрять те регионы, которые динамично развиваются, находят свою нишу в экономике страны. Местные власти не должны ориентироваться лишь на выбивание дотаций из федерального бюджета… Ключевым для нас является сокращение различий в социально-экономических показателях территорий. Разница в уровне развития регионов сегодня достигает 53 раз. Эта дифференциация нарастает. Это весьма опасно, прежде всего, из-за неконтролируемой миграции, угроз возникновения межнациональных конфликтов…

Как мне представляется, совокупность применения этих инструментов должна дать дополнительный импульс для экономического роста страны, – резюмировал Дмитрий Козак.

Вячеслав Антонов

№ 69 (1 июля - 13 августа) 2012 года

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
Четыре человека ранены в перестрелке в норильском кафе
Далее...
 
Дорожные ремонтники остались без руководителя
Далее...
 
Больше всего детей рождается в Шарыповском районе
Далее...
 
Красноярские маршрутчики протестуют против роста цен на топливо
Далее...
 
Лев Кузнецов прокомментировал заявление Петра Пимашкова об отставке
Далее...
 
Новоенисейский ЛХК получил 2 миллиона евро на приобретение линии производства пеллет
Далее...
 
Энергетики продолжат обустраивать набережную Красноярска
Далее...
 
Красноярец застрелил соседа из-за громкой музыки
Далее...
 
К семи годам тюрьмы приговорили жительницу Хакасии, убившую своего гражданского мужа
Далее...
 
У БК «Енисей» появился новый тренер
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail: