Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Шок
 
Валерий Захаров: «Пора грозить пальчиком нефтяникам прошла»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рекомендовала региональным подразделениям применять 7%-й штраф от оборота компании, если будет доказан факт ценового сговора, наличия картеля или недобросовестной конкуренции. В первую очередь подобные рекомендации актуальны для контроля за представителями топливного рынка. Руководитель управления ФАС по Красноярскому краю Валерий Захаров предупреждает, что у антимонопольного ведомства есть и более тяжелая артиллерия для борьбы с нефтяниками – штраф в 15% от оборота. Вот только пока его применять не спешат, ведь даже заявленный размер может привести к банкротству предприятия, да и доказать факт сговора довольно сложно.

Превентивный удар

– Валерий Михайлович, почему ФАС именно сейчас решила спросить нефтяников о графиках ремонта заранее – есть предпосылки, что повышение связано не только с сезонными колебаниями?

– Очевидно, сезонное повышение цен в большей степени объективный фактор. С другой стороны, хоть НПЗ традиционно ремонтируются летом и даже оставляют запасы топлива, которые призваны покрыть дефицит недопроизводства, сам ремонт может послужить косвенной причиной повышения цен на оптовом и розничном рынке топлива. В особенности, если он будет проводиться в период ценового пика. Это своего рода превентивная мера и гарантия того, что нас не обманут.

– Охотно ли выдают сведения нефтепереработчики?

– Пока мы не видим с их стороны ярого желания предоставить всю информацию. Однако процесс идет. Тут необходимо учитывать, что мы запрашиваем не только информацию собственно о сроках, но и об объемах проводимых работ, их обоснованность, каким будет сокращение выпуска нефтепродуктов. Ведь если пик роста цен совпадет с ремонтными работами, то возможен дефицит бензина, и, следовательно, повышение цен на бензин будет больше запланированного. Подчеркну, пока это лишь гипотеза. Хотя даже если эти два процесса не совпадут во времени, все равно ремонтные работы косвенно влияют на повышение цен.

– Никто никогда не высчитывал, насколько возрастает цена топлива, когда завод останавливается на ремонт?

– Чисто теоретически никаких предпосылок для роста ремонт на заводе не несет. Да, остановились, но у предприятия есть запасы, которыми оно торгует до ввода мощностей в строй. По крайней мере, такую точку зрения декларируют сами предприятия. Хотя, так или иначе, повышение, хоть и небольшое, всегда происходит. Думаю, причина в психологии. Некоторые розничные продавцы думают: а вдруг емкостей не хватит, вот и закупают впрок. Естественно, спрос при ограниченном предложении повышает цену. Я бы назвал это своеобразным термином – ожидание дефицита.

Допуск к телу через прокладки

– Понятно, что цена бензина зависит от мировой конъюнктуры. Однако же и внутри страны есть некоторые факторы, влияющие на рост цен. Какие ухищрения применяют поставщики и переработчики?

– Прежде всего ФАС обращает внимание на изменение ценовой надбавки. Очевидно, что если прочие составляющие остаются неизменными, то увеличение ценовой надбавки необоснованно. Мы очень пристально следим за этим. Кстати, свою роль в этом плане играют и так называемые бумажные прокладки, то есть фирмы-посредники, которые не предпринимают никаких практических движений, но в результате их деятельности цена нефтепродукта возрастает. Сейчас мы пытаемся проследить всю цепочку производства топлива – от добычи и производства, до доставки потребителям. Это довольно сложное занятие, так как вертикально интегрированные компании, которые занимаются этим, имеют возможность заретушировать ситуацию до максимальной непрозрачности. Кстати, непрозрачность экономики, если угодно, это один из признаков вертикально интегрированной структуры. Сейчас нас очень интересуют тендеры, которые в нашем крае проводит нефтяная компания «Роснефть».

Ожидание дефицита

– Кстати, некоторые местные розничные продавцы жалуются, что их не допускают к конкурсам. Правда?

– Правда. Пока мы до конца не разобрались в этой схеме. Вроде бы это нормальный подход – отпускать продукцию с Ачинского НПЗ на конкурсной основе. Но факт остается фактом – ни одна местная розничная сеть никогда не являлась победителем этих конкурсов. Возникает закономерный вопрос: может быть, допуск к телу ограничен? По странному стечению обстоятельств победителями всегда выходили некие московские фирмы, которые затем и реализовывали бензин в местной рознице. Есть предположения, что это аффилированные структуры и как следствие – дополнительная надстройка в ценовой надбавке. Есть, правда, одно исключение – «Красноярскнефтепродукт» (КНП. – «ВК»). Но и здесь, насколько мне известно, компания имеет допуск к ачинскому бензину лишь благодаря протекции краевой администрации и без конкурсов. Но это понятно: КНП для региона – некий стратегический запас, гарантия стабильности. В остальном совершенно очевидно, хотя мы пока не довели расследование до конца, что тендеры «Роснефти» негативно влияют на работу местных розничных игроков топливного рынка. Кстати, до сих пор эта картина для нас непонятна в силу в том числе и непрозрачности этих структур.

– Что может грозить компаниям, если докажут сговор, согласованность действий, наличие картеля?

– До сих пор ответственность за нарушение антимонопольного законодательства была, мягко говоря, неадекватна. Сегодня мы подошли к европейским и американским стандартам. Потому наличие в Кодексе об административных правонарушениях таких наказаний, как оборотные штрафы, заставит нефтяников задуматься. Сейчас мы начинаем применять их в полной мере. Раньше ведь было как? Нарушил, мы пригрозили пальчиком – не делайте больше так. И все. Теперь штрафы могут достигать 7,5% от оборота компании. Подчеркну, что цифра семь пока определена руководством ФАС, а по закону такой штраф может достигать максимальных 15%. У нас появился новый инструментарий. Так, если раньше мы могли идентифицировать доминирующее положение только в отношении одного субъекта, то сейчас мы можем вести речь о коллективном доминировании. При этом самый малый субъект может занимать долю в 8% на отдельно взятом локальном рынке. Но в этом случае нужно доказать факт сговора.

– Почему штрафы такого размера не применялись ранее, ведь изменения в КоАП внесены уже около года назад? Жалели?

– Да, мы очень лояльно относились к потенциальным и реальным нарушителям. Оборотные штрафы крутились вокруг одного процента. Причина не в жалости. Такова политика. Пока мы разрабатывали методические указания. Тем более выставление штрафов по полной – очень жесткий шаг. Выплата 15% от оборота может привести даже к банкротству компании. Так или иначе, с этого года максимальные наказания будут применяться ко всем нарушителям, независимо от того, устранено нарушение или нет. Нам достаточно одного доказанного факта сговора, картеля или недобросовестной конкуренции.

– Может ли власть на региональном уровне в принципе влиять на ценообразование на топливном рынке? Ведь наши чиновники постоянно твердят о договоренностях с компаниями, о каких-то мерах. А цены растут и порой очень резко.

– Власть имеет рычаги влияния на бизнес на этом рынке. Общеизвестные – налоги, акцизы и так далее. И, кстати, нельзя недооценивать факт переговоров с производителями топлива. Это тоже очень важно – гарантия достаточных объемов ГСМ. Но прямого регулирования цен никогда не будет. Это просто нелогично и невозможно. Тогда придется вообще отказаться от рыночной экономики.

– Банальный вопрос: почему цены на бензин растут, но никогда не откатываются на прежний уровень?

– Некоторые бизнесмены полагают, что они не успевают за рынком. Это тоже психология человека. Но если это было бы так, то, позвольте, тогда бы этот бизнес просто умер. В нем пока еще очень много непрозрачности и непонятности. Необходимо очень пристально исследовать этот рынок, подсчитывать экономические показатели всех предприятий в целом.

Марк Захаров

№ 69 (1 июля - 13 августа) 2012 года

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
Халатность врачей могла стать причиной смерти пациента
Далее...
 
Храм Рождества Христова в Красноярске достроят в этом году
Далее...
 
Сотрудника колонии подозревают в избиении осужденного
Далее...
 
Пьяный водитель в Железногорске ездил по «встречке» с детьми
Далее...
 
Примерный работник и семьянин показывал гениталии детям
Далее...
 
ТСЖ должны согласовывать решения о переносе сроков подачи тепла с жильцами
Далее...
 
Около трех тысяч красноярцев посетили ярмарку, посвященную Дню матери
Далее...
 
«Ашан» не испугался сибирских морозов
Далее...
 
Новейшие системы автоматизации бизнеса
Далее...
 
Обновленный ледовый дворец «Сокол» откроется в сентябре
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail: