Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Интервью
 
Галина Микова: «В куклы я так и не наигралась»

Такое ощущение, что артисты-кукольники в детстве не наигрались с куклами. Вот и возвращаются к ним спустя годы, уже взрослыми людьми. Ведущая артистка Красноярского краевого театра кукол Галина Микова «играет в куклы» на сцене двадцать лет. 5 апреля театр проводит ее творческий вечер.

Жизнь подкинула шанс

– Если бы мне в юности сказали, что я буду работать в театре кукол, – ни за что бы не поверила! – улыбаясь, говорит Галина Александровна. – Я ведь по образованию драматическая актриса, впереди ждали роли на большой сцене, а тут вдруг куклы – это же несерьезно! Но когда впервые увидела, как актеры берут палочку с тряпьем и легко ее оживляют, – прониклась таким уважением и восхищением к ним!

Дай, думаю, попробую. А у меня как была палка, так палка и осталась… Когда подержала ее минут десять, почувствовала, что рука отваливается. Представляете, каково артистам почти по часу на сцене с поднятой рукой! Загорелась – я непременно должна овладеть этим искусством! И нисколько не жалею. Вы знаете, в детстве у меня не было красивых кукол – мама просто не могла себе этого позволить. И я мечтала: вырасту – накуплю себе таких кукол, каких захочу! Вот жизнь и подкинула шанс – до сих пор не наигралась! (Смеется.)

Уродовалась, как могла

Артистка сама не перестает удивляться поворотам в своей судьбе. Но контрастность ей только в радость – иначе неинтересно жить! Хоть и занималась в детстве танцами и в драматической студии, об актерской профессии даже не мечтала. До самого окончания школы была уверена, что станет хирургом. Но руководитель студии убедил пойти в театральное училище. Попробовала – и поступила с первого раза, это ли не судьба?.. Азы профессии постигала в Минусинском драмтеатре, у замечательного режиссера-педагога Николая Климентьевича Гудзенко. Потом ее забросило в Казахстан, в Петропавловский драмтеатр – там работали очень сильные артисты из Ленинграда. Молодая актриса многому у них научилась.

– Мой педагог Лиана Георгиевна Микаэлян, царство ей небесное, говорила: «Галя-джан, у тебя прирожденный дар трагедийной актрисы, ты просто этого не знаешь». Но я почему-то никогда не стремилась играть героинь. Любила острохарактерные роли, где можно разгуляться. Не понимаю, что такое быть красивой на сцене, – для меня это не самоцель. Наоборот, уродовала себя, как могла, в разных характерных ролях: главное – создать образ! Замазывала себе зубы черным, изображая старух. Делала такие прически – куда там взрыву на макаронной фабрике! (Смеется.) И это увлечение – менять себя до неузнаваемости – потом очень помогло мне в театре кукол. Здесь приходится играть настолько разноплановых героинь: от маленьких девочек до, например, кормилицы, где я говорю чуть ли не басом, – представляете, какой широкий должен быть голосовой диапазон!

Не только голосовой, но и репертуарный – в творческом багаже Галины Миковой всевозможные персонажи, от эпизодических червячков до Джульетты. Артистка утверждает, что для нее нет маленьких ролей, и она готова играть кого угодно. Она с таким удовольствием описывает этих самых червячков и мошек – вы еще попробуйте их сыграть!

Собирала залы

В жизни для Галины Александровны тоже не существует незначительных занятий. Когда по возвращении в родной Красноярск она первое время не могла найти работу по специальности, устроилась в ТЮЗ уполномоченной по продаже билетов. Для другого артиста расставание со сценой, возможно, стало бы трагедией. Но только не для Миковой.

– Случалось всякое, но я никогда не теряла оптимизма, никогда! В любом деле нужна полная самоотдача – а иначе зачем браться? И в профессии уполномоченного нашла настоящий кайф – из кожи вон лезла, чтобы собрать полные залы. С тех пор просто преклоняюсь перед распространителями билетов – нужно еще суметь так разрекламировать театр, чтобы люди захотели приходить сюда снова и снова.

…На сцену театра кукол Галина Микова впервые вышла в спектакле «Война» по Гольдони. По воле случая: друзья-артисты попросили станцевать, заменить заболевшую актрису. И очень растерялась, когда после спектакля к ней подошел актер Александр Кикоть: «Не хотите попробовать у нас поработать?» Однако… чем черт не шутит? Вспоминает, как мелькнула тогда у нее случайная мысль: пересижу здесь, пока в драме не появится вакансия. Но кукла так просто от себя не отпускает.

– Сейчас мы с куклой друг без друга уже не можем. Для меня она друг, коллега, равноправный партнер. И просто палочка-выручалочка. Когда в жизни какие-то неприятности – приходишь в театр, берешь куклу, начинаешь работать и забываешь обо всем. Я даже куклой ее назвать не могу – это живое существо! И с ней нельзя быть равнодушным. Бывает, человек проработал в театре много лет, но кукла ему так и не раскрылась – он не смог ее понять и полюбить. Вот это самое страшное…

С полуслова – недостаточно

Кукла не прощает невнимания к себе. И непременно накажет за это. Галине Александровне несколько таких уроков запомнились на всю жизнь.

- Однажды у моей куклы оторвалась голова – прямо во время спектакля, представляете! Благо я не растерялась, и коллеги прикрыли, пока я быстро заменила куклу Рикки (в спектакле «Рикки-Тикки-Тави». – Е. К.) на его маму. Они очень похожи, и зрители ничего не заметили. Как потом оказалось, у Рикки просто стерся механизм. Мой недогляд – не проверила перед спектаклем. К кукле нужно очень бережно относиться. Она ведь тоже болеет – у нее стираются пружинки, краска на лице… Да и одежда приходит в негодность – они же у нас постоянно в работе, по три спектакля в день! За куклой нужен глаз да глаз, вовремя отдавать ее на лечение нашим «докторам»-бутафорам. Хотя всего не предусмотришь – у кукол тоже свой срок, как и у человека… Помню, в «Звездном мальчике» у моей куклы вдруг отвалились ноги – просто это очень старый спектакль.

И опять спасли коллеги, отвлекли внимание публики. В театре кукол коллективная ответственность еще сильнее, чем в драме. Мы работаем локоть в локоть, должны чувствовать друг друга с полудыхания. Если с полуслова – этого уже недостаточно…

Спасибо Машеньке

Ее первой куклой стала Красная Шапочка. Причем однажды Галина Микова уже сыграла эту роль, но только в драме – в Петропавловске. Однако в театре кукол, как признается артистка, испытание оказалось посильнее.

– Первое условие нашей работы – кукла должна держать пол. Ни сантиметра над ширмой – ни вверх, ни вниз! Не плавать, нырять или взлетать – кукла должна ходить. И когда мне вручили Красную Шапочку, сказали – ничего руками не делай, просто держи ее на нужном уровне! Ой, как я боялась пошевелиться и всех подвести – аж рука закостенела! Но все равно подвела: засмотрелась, как классно рядом работали актеры, и рука невольно опустилась. И тут сразу окрик – пол! (Смеется.)

Я озвучивала свои роли изначально, просто движения были скупы – мои куколки были какие-то протезные. И воспринимала их как тяжелое орудие труда, которое нужно долго держать над головой. Не случайно артисты театра кукол рано уходят на пенсию, спустя 25 лет, – у нас очень непростые условия труда… Потихоньку открывались разные тонкости, кукла становилась все легче и легче – актриса училась вдыхать в нее жизнь. И все-таки прошло почти четыре года, прежде чем кукла раскрылась ей полностью. Первой удачей для Галины Миковой стала сказка «Машенька и медведь».

– Пришел новый режиссер Владимир Анатольевич Гусаров и спросил: «Кто хочет играть?» Я вызвалась и испугалась: водить почти не умею, вдруг он меня выгонит? Каждый день упорно репетировала, даже по ночам думала о своей кукле. И на премьере вдруг почувствовала – она мне доверилась! Вы не представляете, какой это восторг! А сейчас могу работать с Машенькой не глядя – до того мы друг друга чувствуем. Уверена в ней, как в самой себе. Даже на немецком языке ее озвучивала, когда мы были на гастролях в Германии и Австрии.

Я люблю свою профессию. Театр кукол – это вообще очень ответственно. Мы первые встречаем малышей после маминых и бабушкиных сказок. И самое главное – не разочаровать их. Научить детей любить, сопереживать нашим сказочным героям. Если они нам поверят, потом и в драму пойдут, и в оперу.

Одно жаль, говорит Галина Александровна: сегодня все популярнее паркетные куклы, ростовые – режиссеры стараются показать актера, его взаимоотношения с куклой. Но, по мнению Миковой, это больше похоже на ТЮЗ. А в театре кукол главное – Ее Величество Кукла. Чудо, каждый раз оживающее на глазах у зрителей. Пусть это волшебство остается для них непостижимым – актер должен находиться в тени.

Елена Коновалова

№ 69 (1 июля - 13 августа) 2012 года

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
Установлены виновники пожара в Октябрьском районе
Далее...
 
Соревнования по агрессивным роликам пройдут в Красноярске
Далее...
 
Главу Центрального района отправили в отставку
Далее...
 
Справочно-правовые системы, как один из самых доступных источников правовой информации
Далее...
 
Красноярские лыжники-ориентировщики стартуют на Кубке мира в США
Далее...
 
«Роев ручей» на выходных отметит «День журавля»
Далее...
 
Курс на омоложение партии сохраняется
Далее...
 
Авиакомпания «Трансаэро» вернула с Пхукета красноярских туристов
Далее...
 
Объявлен состав нового Правительства России
Далее...
 
Неправильно припаркованные автомобили будут эвакуировать по-новому
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail:
Разработка сайта Студия Евгения Кононова