Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Интервью
 
Айдар Гайнуллин: «Ни один инструмент не может сравниться с баяном»

Всемирно известный баянист Айдар Гайнуллин выступил в Красноярске с единственным концертом. Кто-то из сибирских любителей музыки уже слышал его баян на этнофестивале «Саянское кольцо». Кто-то пару лет назад побывал на сольном концерте музыканта в Органном зале. В нынешний приезд в Красноярск Гайнуллин часть своей программы играл с филармоническим русским оркестром, и, по словам музыканта, это первый такой опыт в его богатой концертной практике.

— Так получилось, что до сих пор я в основном выступал с симфоническими оркестрами и солистами, играющими на классических инструментах. Например, на фестивалях у Дениса Мацуева. Народником в этой академической тусовке был я один. (Улыбается.)

— Какое, по вашему мнению, самое необычное сочетание баяна с другими инструментами?

— Необычно его сочетание с любым классическим инструментом. Скажем, в следующем году мы будем играть совместный концерт с первым гобоистом мира Алексеем Огринчуком. Он соло-гобоист в Королевском оркестре Концертгебау в Амстердаме, одном из старейших оркестров Европы. Первый из россиян, кого пригласили в этот знаменитый оркестр. И чтобы баян с гобоем звучали в легендарном зале Концертгебау — такого еще не было в его истории.

— А в этнических проектах участвуете?

— Изредка. Поддерживаю нашу этнопевицу Зулю Камалову, которая сейчас живет в Австралии и работает в жанре world music. Даже, кстати, приезжал в составе ее ансамбля на фестиваль «Саянское кольцо». С Зулей мы друзья, и мне очень импонирует то, что она продвигает татарскую музыкальную культуру по всему миру. Я родился в Москве, но в детстве каждое лето проводил у бабушки в татарской деревне Кызыл-чичма (Красный Родник) под Ульяновском. Мы пели татарские песни, танцевали народные танцы, поэтому родная культура мне очень близка.

— Сами что-то делаете для ее продвижения?

— Разумеется. Подготовил сейчас аудиокнигу татарских сказок на русском языке. Их читают Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров, Рената Литвинова, Марат Башаров, Алсу, Тимати — то есть известные люди искусства татарской национальности. А я написал к этому проекту музыку. Еще я выступаю композитором первого татарского мюзикла «Три колдуньи и Наргис», который сейчас ставит и продюсирует Лина Арифуллина, бывший продюсер «Фабрики звезд». Он тоже будет на русском языке и рассчитан на подростковую аудиторию. Хочется, чтобы о нашей татарской культуре узнали в широких кругах, не стоит замыкаться в одной Казани.


— Кстати, Айдар, когда вы начали сочинять музыку?

— Мой первый композиторский опыт — фильм «Эйфория» Ивана Вырыпаева. Сначала я поработал с ним как баянист в его спектакле «Бытие № 2», и Ивану очень понравилось, как я играю. А потом он предложил мне написать музыку к «Эйфории». Композиторского образования у меня нет, не хотелось никого подвести — это же большая ответственность! Но Иван меня подбодрил: «Попробуй — ты же чувствуешь музыку и, главное, любишь». Я попробовал, продюсеры все одобрили. И получилось так, что сначала появилась моя музыка, а затем уже сама картина. Хотя обычно происходит наоборот. Актеры слушали мою музыку перед съемками, настраивались под нее.

— Правда, что в «Эйфории» сначала предполагалось использовать музыку Шостаковича, но позже от этой идеи отказались?

— Да, сначала Иван предложил мне просто переработать музыкальные темы Шостаковича и Шнитке. Но потом он все же решил взять оригинальную музыку. Встреча с этим человеком для меня очень дорога, она многое изменила в моей жизни. Я ведь поначалу даже не знал, соглашаться на участие в его спектакле или нет.

— Почему?

— У меня это первый опыт знакомства с современной драматургией. Прежде я думал, что театр — это что-то возвышенное, как, например, классическая музыка. (Улыбается.) А тут — какие-то сложные темы, и про Бога рассуждают, и в то же время нецензурные выражения звучат...

— И все же согласились?

— Исключительно из любопытства — меня всегда привлекали необычные идеи. И не пожалел. А позже, как я уже сказал, работа в спектакле подтолкнула меня к композиторству. После «Эйфории» я написал музыку к фильму «Кислород» Вырыпаева, получил за нее премию «Кинотавр». А сейчас выходит уже третий полнометражный художественный фильм с моей музыкой — «Сибирь, монамур» режиссера Славы Росса. На широкий экран он выйдет в 2011 году. Его продюсировала самая крупная кинокомпания в Европе — Europa Corp, Франция. И всемирно известный продюсер и режиссер Люк Бессон. Это первый такой случай в истории российского кинематографа. Бессон сам принял участие в монтаже и сказал, что еще не видел в России фильмов такого высокого уровня.

— Картина на этнические темы?

— Нет, никакого уклона в этнику. Хотя один этнический инструмент там звучит — тувинский игил, я купил его в Кызыле и сам на нем сыграл, хотя впервые держал его в руках. (Смеется.) Палка, две струны, смычок... Музыка получилась немного шаманская. И неожиданно оказалось, что это именно то, что надо. Как сказал режиссер — главная тема фильма. Плюс необычное звучание баяна в сочетании с симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки. Но в целом там нет акцентов на Азию, я даже тувинских горловиков не стал записывать. Драма про дедушку-старовера и его внука, которые живут в заброшенной деревне, в глухой тайге. Кстати, там сняты пейзажи Красноярского края, очень красивые виды.

— Вас часто называют популяризатором баяна. А нуждается ли баян в популяризации, как вы считаете?

— Конечно, нуждается! Дети сейчас практически не идут учиться играть на этом инструменте. Если раньше в консерватории был конкурс 20 человек на место, то теперь берут всех подряд, потому что хронический недобор. Ужасная ситуация...

— Чем это вызвано? Ушла мода?

— Причины разные. А тем, кто хочет играть на баяне классику, вообще труднее всего, на мой взгляд. Чтобы как-то заработать на жизнь, на содержание семьи, приходится и на каких-то халтурах подрабатывать в ночных клубах, играть там дискотечный дынц-дынц а-ля Петр Дранга. Мне очень помог Мстислав Леопольдович Ростропович. Как-то он услышал на одном конкурсном прослушивании, как я сыграл Шнитке. Подошел ко мне, обнял и спросил, как я живу. Я рассказал о своих житейских трудностях... И он сразу же пригласил меня выступить в зале Гаво в Париже и в Вигмор-холле в Лондоне. А потом пригласил на свою золотую свадьбу в «Метрополе». Его и Галину Вишневскую там поздравляли короли и президенты — Ельцин, королева Испании София... Кстати, в документальном фильме Сокурова «Элегия жизни» есть эпизод с той вечеринки, где Ростропович с Вишневской танцуют танго. Я играл эту музыку на их золотой свадьбе.

Но не всем музыкантам везет на такие счастливые встречи. Поэтому инструмент, конечно же, просто необходимо популяризировать.

— Какими путями?

— Я думаю, что все пути хороши, был бы результат. Даже развлекательная музыка, которую играет Дранга, уже привлекает внимание к баяну. Но хотелось бы, чтобы люди знали, что на баяне можно играть не только «Мурку» и прочий дынц-дынц, который заказывают на корпоративных вечеринках и клубных концертах.

— Чем лично вам интересен баян?

— Он обладает уникальными возможностями, на нем можно играть любую музыку. Мне кажется, ни один инструмент не обладает такими возможностями, как баян. И тембрально — у него разные краски, а не одна, как у рояля. И по диапазону — он может звучать и как фагот, и как туба, и как флейта-пикколо, и как скрипка, и как орган. А одновременно и как оркестр. А если еще использовать какие-то электронные приспособления, получается совершенно другая музыка. Ни один инструмент не может сравниться с баяном.

Кстати, 30 марта большой концертной программой я буду отмечать свое 30-летие в Крокус Сити Холле в Москве. Готовит ее Лина Арифуллина, и вместе со мной там выступят музыканты, играющие в разных направлениях, — «Хор Турецкого», Алсу, Пелагея, Иосиф Кобзон, Сергей Мазаев, балалаечник Алексей Архиповский... С Федором Чистяковым из рок-группы «Ноль» сыграем на двух баянах, Чулпан Хаматова будет читать сказки под мою музыку. Будут и сольные номера, и дуэты, и ансамблевые. В общем, хочется показать многогранность баяна, все его возможности.

Елена Коновалова

№ 69 (1 июля - 13 августа) 2012 года

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
Теплоход сел на мель на реке Енисей
Далее...
 
Сибирские заимки пересчитают для иностранных туристов
Далее...
 
На «Ярмарке недвижимости» красноярцев научат выгодно приобретать жилье
Далее...
 
Футбольный манеж в Красноярске планируют построить к 2014 году
Далее...
 
Красноярские школьники сегодня сдают ЕГЭ по математике
Далее...
 
БК «Енисей» проиграл подмосковному «Триумфу»
Далее...
 
Промо сумки в рекламной кампании
Далее...
 
Пять красноярских регбистов включены в стартовый состав сборной на матч с Италией
Далее...
 
Житель Абакана обнаружил у себя во дворе скелет
Далее...
 
Внесены новые требования к фотографии на паспорт гражданина РФ
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail: