Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Расcледование
 
Главный дефицит – рабочие руки

На краевом конкурсе профессионального мастерства «Столяр-2006» Николай Селянин отличался от своих сверстников какой-то особенной солидностью и серьезностью, которые совсем не вязались с его юным возрастом.

Без спешки и суеты он умудрялся быстрее всех выстругивать, выпиливать, высверливать деревянные детали, а потом на глазах у многочисленных зрителей аккуратно собрал классический табурет – прообраз стула, дивана и дорогого мебельного гарнитура. Строгое жюри, куда помимо мастеров из профтехучилищ входили профессора СибГТУ, по достоинству оценило творение рук молодого столяра, добротность, прочность и красоту только что произведенной вещи и присудило ему, кроме золотой медали и ценного подарка, самый почетный приз – личное клеймо мастера с его фамилией. Одновременно на него возложили груз ответственности – защищать Красноярский край на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства в 2007 году.

Один из многих

Николай – учащийся профессионального лицея № 1, там ему удалось победить в конкурсе среди однокашников, стать первым на своем курсе и завоевать путевку на краевое состязание. Кем стремятся стать молодые люди после школы, какую специальность приобрести – задачка не из легких, и ответа в конце учебника на нее нет, поэтому каждый решает ее сам или с помощью взрослых. Кто поступил в вузы, тот еще лет на пять взял отсрочку перед вступлением в самостоятельную жизнь. А вот тем, кто по разным причинам не смог дальше учиться, приходится искать иную стезю, более короткий путь во взрослую жизнь. А взрослая настоящая жизнь, как ни крути, – это когда есть хорошая профессия, возможность зарабатывать деньги честным трудом, своими руками и головой.

Умелые руки нынче нужны не меньше (если не больше), чем хорошие мозги. В любой газете в объявлениях о вакансиях чаще всего предлагается работа для строителей, сварщиков, токарей и слесарей. То есть рабочие, причем квалифицированные, требуются везде. Коля Селянин выбрал профессию столяра. Как он сам признался, такой выбор для него не случаен. Он родился и вырос в таежном Енисейском районе, с детства по запаху легко отличает древесину сосны, березы, лиственницы, осины. Да и у него руки тоже растут откуда надо, с малых лет привычные к труду и аккуратности в любом деле. После девятого класса Коля поступил в лицей, где опытные наставники знают, как превратить вчерашнего школьника в мастера своего дела.

Делай как я

В столярной учебной мастерской лицея всегда стоит особый аромат свежеструганной древесины. Десяток пацанов в синих халатах склонились над верстаками. Кто сверлит, кто пилит, кто строгает деревянные бруски. В руках у них разнообразные деревообрабатывающие инструменты. На стенах плакаты, учебные пособия, показывающие, как изготовить то или иное деревянное изделие. В общем, обычный класс в обычном ПТУ, которые с некоторых пор гордо именуются лицеями. – Да, у нас классическая методика преподавания столярного дела, – говорит мастер производственного обучения Юрий Власов. – Основной принцип учебы – «делай как я». Сам показываю, как правильно держать инструмент, закрепить деталь, сделать разметку бруска или доски, выдержать допуски. Дерево – материал особый, неповторимый по фактуре и цвету. Если есть руки и внимательный, цепкий глаз да к ним еще добавить немного творческой фантазии, то из любого куска древесины можно сделать красивую и полезную вещь.

По мнению Юрия Геннадьевича, даже после года учебы трудно сказать, выйдет ли из парня настоящий столяр. Но в любом случае обращаться с инструментом, сколотить ту же табуретку здесь научат каждого ученика. Смастерить табурет – это только первая буква в букваре будущего столяра. Выпускник должен выйти из стен лицея квалифицированным специалистом, с настоящим рабочим разрядом. Сделать модную полированную филенчатую дверь с аркой и сдать ее мастеру для оценки качества должны уметь все. Но еще больше навыков ребята могут приобрести на производственной практике, если есть желание и стремление стать настоящим специалистом.

Не зазнавайся, Коля!

Практиканта Колю Селянина я отыскал в столярном цехе довольно крупного деревообрабатывающего предприятия. Его, умелого и старательного третьекурсника, сразу приметили и вскоре доверили серьезную работу – «сшивать» двери. Когда я пришел, Коля самостоятельно выполнял ответственный заказ – изготавливал партию круглых деревянных крышек люков. А в свободные минуты под присмотром своего наставника столяра-краснодеревщика Александра Павлова он помаленьку осваивает искусство резчика по дереву. – Таких ребят, как Николай, очень мало, – вздыхает начальник столярного цеха Ольга Дубровская. – В начале учебного года к нам на практику направлялись сразу десять человек из разных училищ. Из всех мальчишек через несколько рабочих смен остался один Коля. Потом он привел своего друга Федора Толстихина, и мы на них не нарадуемся – работают без скидок на возраст, чувствуется интерес к профессии, и у них многое уже получается. А те ребята, которые не захотели у нас практиковаться, вряд ли будут работать по выбранной специальности. Хотя профессия столяра очень нужная и востребованная.

Действительно, главная проблема на мебельных предприятиях города та же – нехватка квалифицированных рабочих, настоящих специалистов. Как признался президент Гильдии мебельщиков Красноярского края Юрий Макаренков, в отрасли настоящая кадровая катастрофа, опытные мастера наперечет, они кочуют из одной фирмы в другую и могут позволить себе любой каприз, так как реальной конкуренции среди них нет. Поэтому мебельные фабрики и столярные производства каждого практиканта из лицея или ПТУ готовы принять, прикрепить к наставнику, вывести в мастера. Хотя и хлопот с несовершеннолетними подростками хватает. Не к каждому станку его можно поставить, немало времени уходит на разъяснение основ техники безопасности. – Смотри, Коля, сильно не зазнавайся, – полушутя предупредила своего подопечного Ольга Олеговна. – А после окончания лицея приходи к нам работать.

Воспитание личности

– Мы готовим рабочие кадры по многим профессиям. Но особенно остро стоит проблема в лесной и деревообрабатывающей отрасли, – говорит директор лицея Сергей Ночевний. – Исчезли как класс лесотехнические школы, закрылись многие профессиональные училища. И сейчас в системе профобразования на долю лесопромышленного сектора приходится лишь один (!) процент молодых специалистов. И это в самом лесном регионе России! К тому же выпускники училищ в большинстве своем не стремятся идти на производство, нет у них ощущения престижности рабочей профессии, не видят они перспектив роста и материального благополучия. И нам приходится вместе с представителями бизнеса искать пути для воспитания тех качеств, без которых невозможно работать на современном производстве, пусть даже простым рабочим. Приходится учитывать и то, что приходят в нынешние ПТУ и лицеи подростки в основном с девятиклассным образованием, не слишком обремененные грузом знаний, с весьма вольным пониманием дисциплины и норм поведения. В первом лицее две трети ребят и девчат – из неполных семей, сорок человек – круглые сироты. По оценке психологов, у 90 процентов подростков отмечались те или иные отклонения от нормы. Так что забот и хлопот воспитателям и мастерам хватает.

– Тот непростой человеческий материал, что приходит к нам, надо умудриться растопить, размягчить и переплавить, – говорит директор лицея. – Вместе с институтом педагогики и психологии отрабатываем несколько направлений гражданского образования. Например, ведем эмоционально-психологическую подготовку учащихся к работе на частных предприятиях, даем основы правовых знаний. Работаем с каждым, ищем тот стерженек, что позволит сформироваться личности. Неузнаваемо меняет вчерашних школьников и предпризывная военная подготовка, как эксперимент введенная в нескольких группах лицея. Ребятам понравилось ходить в форме, маршировать на плацу, изучать оружие. Они окрепли физически, а полтора десятка человек даже прыгали с парашютом. И если вначале только двое ребят соглашались служить в армии, то после курса обучения и полученных от райвоенкомата рекомендаций на младшие командирские должности такую готовность изъявили буквально все. В том числе готов послужить в российской армии и Коля Селянин. Но прежде надо закончить лицей, получить диплом и настоящую мужскую профессию, с которой, он уверен, в жизни не пропадет.

Геннадий Миронов

№ 69 (1 июля - 13 августа) 2012 года

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
Все больше россиян стремится получить английское образование
Далее...
 
РУСАЛ считает актуальным уделять особое внимание развитию Сибири и Дальнего Востока
Далее...
 
Медведев за год заработал меньше Путина
Далее...
 
В Красноярске пройдет пикет в защиту честных выборов в Эвенкии
Далее...
 
Алкоголизм предложили лечить «гормоном любви»
Далее...
 
Новую систему противопожарной сигнализации презентовали в Красноярске
Далее...
 
Василий Нечаев: «Единая Россия» не проиграла на выборах
Далее...
 
БК «Енисей» проиграл очередной матч Еврочелленджа
Далее...
 
На последний матч БК «Енисей» можно попасть за десять рублей
Далее...
 
Новый мэр Минусинска выслушала жалобы горожан
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail: