Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Расcледование
 
Идеология прорыва в будущее

Приоритетные национальные проекты без всякого преувеличения стали важным явлением в жизни Российской Федерации. В 2006 году в их реализацию включились не только институты федеральной, региональной, местной власти, но и значительная часть общества.

Масштаб и многогранность национальных проектов позволяют говорить о том, что сама их идея выходит далеко за рамки отдельных, пусть даже очень крупных государственных программ. Речь идет об изменениях, которые отражаются и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной и, в конечном счете, политической сферах развития страны. Эти результаты являются никак не менее важными, чем достижение плановых отметок по всем приоритетам. И в этом необходимо отдавать себе отчет.

Другая страна

Сама возможность реализации приоритетных национальных проектов появилась благодаря формированию качественно новых условий развития.

Россия к 2006 году стала другой страной. За время, прошедшее после финансового кризиса 1998 года, удалось решить наиболее острые проблемы обеспечения безопасности и национального суверенитета. Было укреплено внешнеполитическое положение, достигнута внутриполитическая стабильность, существенно улучшилась макроэкономическая ситуация. Впервые за последние десятилетия появились и ресурсы для развития. Естественно – не сразу и не столько, сколько хотелось бы. Но летом 2006 года произошло знаковое событие: Россия превратилась из страны-должника в страну-кредитора. Из страны, получающей займы, в страну, кредитующую другие государства. Безудержное падение экономики 90-х годов было остановлено, последствия кризиса во многом преодолены.

2006 год стал, на мой взгляд, годом качественного перехода. Общество и власть обсуждали, осмысливали, решали уже не столько проблемы стабилизации, сколько задачи развития. Приведу один весьма типичный пример. Рост производства стройматериалов за 2006 год превысил 14 %. Это, однако, не позволяло ему поспевать за ростом строительства, создавая проблему дефицита некоторых строительных материалов. Проблема? Да.

Но уже вопрос роста, а не проблема деградации отрасли. Как инвестировать, а не бессмысленно тратить? Какие методы и технологии будут у нас работать, а какие – нет? Что делать в первую очередь, а что – потом? Идея национальных проектов появилась как один из ответов на эти и другие злободневные вопросы. Стало очевидно: нельзя упустить время для модернизации России, без которой ей не сохранить себя в жесткой мировой конкуренции.

Из международного, да и отечественного опыта следует: только вложения в человека способны помочь уйти от экономики «ресурсной и индустриальной» к экономике знаний, к экономике «ежедневной технологической революции», которая создается личными усилиями активных, здоровых, образованных граждан. А развитие потенциала личности напрямую зависит от доступности и качества образования, здравоохранения, информации, коммуникаций и т. д.

Понимание подобных задач и стремление найти наиболее эффективную форму для их решения привело к идее проектного подхода.

Первичное звено

В 2006 году в рамках реализации приоритетных проектов основное внимание было уделено первичному звену. Это основа будущего развития, именно опираясь на него, можно идти дальше. Надо сказать, что в целом контрольные цифры были достигнуты. Вот некоторые итоги.

В проекте «Здравоохранение» – это вложения в первичную медицинскую помощь. Именно участковая служба должна обеспечивать профилактику, своевременную диагностику и лечение заболеваний на ранних стадиях. Но кадровое обеспечение участковых служб совсем недавно было одной из самых проблемных зон нашего здравоохранения. Однако ситуацию удалось переломить: число участковых врачей выросло примерно на 3,5 тыс. человек.

Работать на участки пошла молодежь – выпускники медвузов и медучилищ. Вместе с проблемой набора кадров решалась и задача повышения квалификации. В 2006 году ее прошли более 13,5 тыс. врачей участковой службы, что вдвое выше запланированного.

Дополнительно к первоначальным планам была повышена оплата труда 160 тыс. медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи.

В рамках проекта за год новое диагностическое оборудование и санитарный автотранспорт получили более 5,5 тыс. учреждений здравоохранения. Закуплено более 6,7 тыс. машин, оснащенных всем необходимым медицинским оборудованием, в том числе для оказания помощи детям. Ничего подобного не было на протяжении десятилетий. И уже виден результат – срок ожидания диагностических исследований сократился в среднем с десяти до семи дней, а прибытия скорой приходится ждать в среднем на десять минут меньше, чем год назад. Для многих людей эти десять минут – вопрос жизни и смерти.

Первичное звено образования – школы и учителя. Учебно-наглядными пособиями и оборудованием по физике, химии, биологии оснащены 8 тыс. школ, приобретено 3,5 тыс. школьных автобусов. И это кроме грантов, которые получили 3 тыс. инновационных школ и 10 тыс. лучших учителей.

Безусловно, для повышения престижа учительского труда предстоит сделать еще очень многое. Дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство, которое получали в 2006 году почти 900 тыс. учителей, только первый шаг.

Преодоление диспропорций

Одной из острых проблем, стоящих сегодня перед Россией, остается преодоление диспропорций в развитии отдельных регионов. По оценкам экспертов, разрыв по душевому региональному доходу между регионами составляет десятки раз, по уровню потребления – 20–30 раз, а по инвестициям – сотни!

Такие диспропорции уже не только экономическая и социальная проблема. Это – проблема национальной безопасности. При сохранении подобных перепадов экономического ландшафта рвется ткань страны. Найдите еще развитое государство с такими перепадами в экономической географии! Именно поэтому приоритетные проекты рассматривались и в качестве инструмента регионального развития, нивелирования социально-экономических проблем.

Чтобы добиться подобного результата, приходится одновременно решать две задачи. С одной стороны, усиливать внимание федерального центра к ситуации на местах (без перераспределения властных полномочий). А с другой стороны, принципиально важно стимулировать активность региональных властей, дать им возможность проявить инициативу. То есть необходимо было усилить все элементы госуправления. Что в целом удалось.

Как следствие, в большинстве регионов был получен активный отклик на усилия центра. Например, в Уральском федеральном округе в 2006 году на реализацию национальных проектов из федерального бюджета было потрачено 2,8 млрд рублей, а из бюджетов субъектов федерации – 15,5 млрд, то есть в пять с лишним раз больше. Почти сравнялись с федеральными источниками финансирования масштабы расходов из местных бюджетов – 2,5 млрд рублей. Более того, из внебюджетных источников было привлечено еще около миллиарда.

В Красноярском крае приняты краевые национальные проекты, названные «4Д+К» (Дом. Деревня. Демография. Дети + Культура). В Челябинской области выделение дополнительных средств из бюджета на реализацию проекта «Образование» привело к началу массового ремонта и оснащения школ, системной переподготовки кадров. Что позволило решить не только социальные проблемы, но и добавило оживления в экономическую жизнь всей области.

Экономика знаний

Сегодня очевидно, что одной из важнейших задач развития должно стать создание экономики знаний. Когда не отдельные отрасли развиваются за счет технологического креатива, а когда вся экономическая жизнь структурирована на интеллектуальной основе.

Как я уже писал выше, в основе создания новой экономики и нового общества лежит развитие потенциала личности. Этот потенциал, в свою очередь, является производным от уровня доступности и качества образования, здравоохранения, информации и коммуникаций, достижений науки и культуры.

В развитых государствах вложения в образование, науку, культуру, здравоохранение примерно в разы превышают вложения в машины, оборудование, здания, сооружения.

Соответственно и основной прирост национального богатства определяется сегодня прежде всего качеством жизни и условиями, созданными для раскрытия человеческого потенциала. Эта логика прослеживается в федеральном бюджете на 2007 год, который предусматривает значительный рост расходов на реализацию ПНП. В принципе вся структура расходов имеет значительно большую, чем прежде, социальную направленность.

Но создание экономики знаний не ограничивается решением проблемы инвестиций. Здесь требуются институциональные преобразования – и в экономике, и в обществе в целом.

Необходимо развернуть весь огромный экономический и социальный организм России в сторону инновационного пути. Бизнес же получит возможность проявлять себя в самых разных социальных начинаниях. Это гармонизирует отношения между предпринимателями и их социальными партнерами. Не менее важно и то, что во многих областях государство неэффективно, а быстро повзрослевший, социально ответственный российский бизнес может проявить себя. Как, например, в создании двух бизнес-школ для подготовки менеджеров высшего класса.

Ставка на лидеров

Один из ключевых элементов концепции национальных проектов (кстати, очень важный для изменения общественной экологии) – ставка на лидеров. Именно лидеры в первую очередь получают поддержку своих усилий, что должно привести к постепенному качественному изменению обстановки в отраслях.

Важнейшая задача проекта «Образование» – стимулировать наиболее способных учеников и учителей, ускорять внедрение инновационных методов обучения. 10 тыс. лучших учителей России, отобранных по конкурсу, стали обладателями президентских премий по 100 тыс. рублей. Коллективы 3 тыс. школ, активно работающих по инновационным образовательным программам, получили по 1 млн рублей. Присуждено 5350 премий победителям и призерам международных и российских олимпиад. А 17 лучшим инновационным университетам России были предоставлены гранты в сумме 5 млрд рублей.

Важно, что эти 17 вузов были выбраны из более чем 200 учебных заведений. Еще важнее то, что в 2007 году в конкурсе планируют участвовать уже порядка 400 высших учебных заведений. В процесс соревнования включается все большее число субъектов. В Южном и Сибирском федеральных округах в результате объединения нескольких вузов созданы два национальных университета. Цель этого – не сложить, а умножить потенциал учебных заведений. Создать фундаментальный вуз XXI века, который обеспечит регион современными специалистами.

Завоеванные в соревнованиях деньги помогут лидерам сделать еще несколько шагов вперед. В то же время они должны стать стимулом для других: уравниловки больше не будет. Господдержку получит только лучший.

В проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» поддержку получают прежде всего те муниципалитеты и субъекты Российской Федерации, кто готов инвестировать в решение задач и свои ресурсы. Именно отсюда – акцент на ипотечное кредитование. При плановом значении в 108 млрд по итогам года ожидается привлечение кредитов на сумму около 200 млрд рублей. Снижается и ставка по таким кредитам, требования к первоначальному взносу. Сегодня, например, можно получить кредит под 11 % годовых, что в среднем на 2–4 % ниже, чем год назад.

Системный эффект

Кумулятивный, системный эффект ПНП практически сразу был внесен в разряд результатов, которых следует добиваться. Развитие образования, здравоохранения, АПК, строительство жилья неизбежно вовлекает в прорыв и другие отрасли.

Реализация приоритетных проектов привела к форсированному переходу к долгосрочному планированию и бюджетированию, что крайне важно для устойчивого экономического развития. Еще более значимо то, что в процессе бюджетного планирования получает логическое развитие стратегия эффективных инвестиций в человека, в рост качества жизни.

Работа в рамках ПНП потребовала долгосрочных отраслевых и межотраслевых стратегий, что необходимо и для всей экономики страны. Важным аспектом является и то, что реализация приоритетных национальных проектов приводит к внедрению современных технологий.

Оснащение за два года всех российских школ широкополосным доступом в Интернет открывает принципиально новые возможности. Дистанционные уроки и консультации можно будет проводить даже в самых отдаленных регионах. С другой стороны, школьный Интернет в деревне будет полезен и местному доктору, и специалистам в разных областях сельского хозяйства. Развитие самых совершенных коммуникационных сетей в конце концов повысит инвестиционную привлекательность регионов, поможет им привлечь средства, решить социальные вопросы и т. д.

Новые подходы и технологии требуют более совершенного управления. Это неизбежно. И на примере многих регионов мы уже видим, как начинают внедряться современные, эффективные методы управления, взаимодействия и контроля.

Что дальше?

Приоритетные проекты задали хороший темп системному развитию отраслей социальной сферы. Этот темп не должен быть потерян. В здравоохранении с 2007 года начинается реализация «пилотных» проектов в 17 регионах страны. Мы планируем выработать наиболее эффективные организационно-экономические механизмы, в том числе перейти к одноканальной модели финансирования здравоохранения.

Предстоит разработать отраслевую систему оплаты труда, учитывающую результаты деятельности медработников. С 2007 года будет оказываться государственная поддержка субъектам Российской Федерации, внедряющим комплексные проекты модернизации образования. Первоначально таких экспериментальных регионов будет 20. На их территории заработает новая система финансирования, когда средства следуют за учеником с учетом качества образования. Продолжится и поддержка лидеров в образовании. Инновационные школы во всех регионах России станут центрами для повышения квалификации учителей. Будет уделено серьезное внимание учреждениям начального и среднего профессионального образования.

Отмечу, что директорами и учителями инновационных школ уже проведена экспертиза государственных образовательных стандартов, результаты которой анализируются наукой. В семи регионах оборудованы автоматизированные рабочие места для педагогов, победивших в конкурсе на звание лучшего учителя.

Используя современные интерактивные технологии, они смогут проводить консультации для других учителей, принимать участие в разработке дистанционных программ.

Проработан вопрос совершенствования условий и порядка предоставления в 2007 году субсидий и государственных гарантий для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой. В частности, они будут предоставляться застройщикам и предприятиям коммунального комплекса. Особый акцент – на развитие малоэтажного домостроения.

Должна начаться работа органов местного самоуправления по передаче в залог земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. Цель – облегчить привлечение кредитов для создания коммунальной инфраструктуры. Будут поддержаны крупные региональные проекты комплексного освоения земельных участков для строительства жилья.

Есть ли проблемы в реализации национальных проектов? Есть, причем немалые. Здесь и несовершенство механизмов проектной работы, и диспропорции при оказании поддержки отдельным категориям работников или направлениям деятельности при недостаточном внимании к другим. Есть чисто управленческие, административные проблемы. Они должны найти свое решение в 2007 году, не сдерживая реализацию существующих планов. Останавливаться нельзя.

Дмитрий Медведев

№ 69 (1 июля - 13 августа) 2012 года

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
Красноярцы чаще всего спрашивали у Сергея Миронова о заводе ферросплавов и метро
Далее...
 
Заседание по ферросплавному заводу пройдет 16 марта
Далее...
 
Начальника воинской части осудили за избиение рядового
Далее...
 
В Курагинском районе сошли три лавины, пострадавших нет
Далее...
 
Красноярск открывает регбийный сезон
Далее...
 
БК «Енисей» завершил сезон на последнем месте
Далее...
 
Министр строительства и архитектуры края ответит на вопросы граждан
Далее...
 
Определился соперник ХК «Енисей» в четвертьфинале чемпионата России
Далее...
 
Жители края стали чаще покупать автомобили
Далее...
 
Продолжается регистрация участников на «Енисей.РФ-2012»
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail: