Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Расcледование
 
Скорей волну мою лови

Сегодня малая авиация переживает не лучшие времена. А когда-то самолеты летали по всему Красноярскому краю. Не только в крупные города – обслуживали даже поселки! Екатерина Ильинична Круглова знает это не понаслышке – гражданский воздушный флот создавался в крае буквально на ее глазах.

Все само собой сложилось

– Наверное, мне судьбой было предназначено связать свою жизнь с авиацией, – говорит Екатерина Ильинична. – В 35-м, когда мне было 16 лет, пошла учиться на радистку в контору связи. Спустя два года в моем родном Енисейске начали строить гидропорт. А вскоре у нас в городе появился первый отряд легкой моторной авиации. Ну как было удержаться от такого соблазна!

…Хозяйка гостеприимно угощает нас вкуснейшими пирогами с грибами. За чашкой ароматного чая мы и услышали ее воспоминания о былом. Спрашиваю, чем же привлекла профессия радиста?

– Наверное, романтика привела: радио бурно развивалось, повсюду открывались радиокружки. А у нас в семье это вообще чуть ли не родовая профессия: среди моих родственников – шесть или семь радистов! (Смеется.)

Правда, отец поначалу хотел отправить юную Катю учиться на бухгалтера. Но она уперлась, и ни в какую – цифры в школе надоели! А на радиостанции девчонке понравилось. Работали в основном утром и вечером – днем волны проходили с трудом, какие в то время были приемники?.. Обеспечивали связью весь край, вплоть до Дудинки.

…В 37-м в строящемся гидропорту Кате предложили поработать летом на радиостанции по совместительству. Собственно, и радиостанции как таковой еще не было – так, стол, на нем передатчик и небольшой электродвигатель, от которого он запускался. Но бытовые неудобства юную радистку не смущали – зато она работала в авиации!

И даже когда закончилась ее работа в гидропорту, небо ее не отпускало.

День и ночь на связи

В 38-м Екатерина Круглова вместе с другими радистами обеспечивала с земли беспосадочный перелет от Москвы до Дальнего Востока легендарной советской летчицы Валентины Гризодубовой. О тех событиях она до сих пор вспоминает с волнением…

– Мы дежурили на станции день и ночь, но что толку! Экипаж никто не слышал – у них почти сразу отказал передатчик. Потом их нашел наш красноярский летчик Михаил Сахаров: самолет Гризодубовой вынужден был преждевременно приземлиться неподалеку от Комсомольска-на-Амуре… Со связью в воздухе вообще в то время было немало проблем. Еще до перелета Гризодубовой мы также следили за перелетом летчика Леваневского. Но у него тоже отказало радио, и его самолет так и не нашли – пропал без вести…

Сегодня о той романтико-трагической эпохе в нашей истории Екатерине Ильиничне напоминают благодарности в трудовой книжке.

Счастье прервала война

Летчики в 30-х считались самыми завидными женихами. Но и Екатерина Круглова была девушка видная. С молодым пилотом Илларионом Гришкиным они познакомились почти сразу же, как в Енисейск прибыл авиаотряд. А уже спустя год поженились, и Катя опять вернулась работать в гидропорт.

Жить бы да радоваться. Но в 41-м в счастливую жизнь молодой семьи вмешалась война…

– В июне муж улетел в экспедицию на север – вместе с картографами из Новосибирска они определяли массивы лесов, – задумчиво вспоминает Екатерина Ильинична. – А тут объявляют: война… У нас, конечно же, всех мужчин сразу забрали на фронт – в Енисейске был большой отряд малой авиации. В городе осталось лишь несколько машин – летное звено. Я тоже была военнообязанная и уже через неделю после начала войны получила повестку: явиться в военкомат с вещмешком и всем необходимым. Но начальник гидропорта не отпустил: мужчин нет, кто работать будет! И сделал мне бронь.

В конце осени у Екатерины родился сын, но в военные годы сидеть с малышом было некогда – за мальчиком присматривала бабушка.

Взяли на борт

К 42-му году гражданскую авиацию в крае временно расформировали, ее функции обеспечивали полярники – специальная Енисейская авиагруппа главного управления Севморпути. Бортрадистов хронически не хватало. И Екатерину Круглову, уже опытную к тому времени радистку, поставили на борт.

– Пришлось переехать в Красноярск. Наш гидропорт базировался здесь на острове Молокова: летом садились на Енисей на поплавках, зимой – на лыжах. Я летала бортрадистом по всему краю – и Таймыр обслуживали, и Эвенкию. Меня возмущает, когда сейчас из присоединения этих территорий к Красноярскому краю делают событие – они исторически были едины! На легкомоторных самолетах МП-1 летали по Ангаре – в Мотыгино, Богучаны, Кежму. По Подкаменной Тунгуске – в Енисейск и Байкит. А на большом по тем временам двухмоторном грузовом Г-1 летали до Туры, Туруханска, Игарки и даже до Дудинки! Жаль, не осталось фотографий – в войну не разрешали фотографироваться рядом с самолетами. А вот карту полетов до сих пор храню, вспоминаю…

Принимаю ветер на себя

Как рассказывает Екатерина Ильинична, условия полетов тех лет с нынешними, конечно, не сравнить. Зимы в 40-х стояли суровые, и в холодном железном самолете на высоте было несладко. Радист вообще сидел впереди – все ветра принимал на себя, как только не сдувало! Да и с пропитанием в первые военные годы было особенно тяжело – все шло на фронт. И только в 44-м авиаторов тыла стали снабжать по фронтовой норме.

Но несмотря на трудные условия, бог миловал – обошлось без серьезных поломок. За всю ее службу бортрадиста Екатерине Ильиничне вспоминается лишь один такой случай.

– Зимой 44-го мы как-то летели из Туры. Мороз, солнце, видимость чудесная – не полет, а сплошное удовольствие! С нами в Красноярск летело 13 пассажиров. И вдруг, уже где-то на полпути, летчик кричит: «Катя, беги в хвост!» Смотрю – мы снижаемся. Едва успела добежать до хвоста, и самолет запрыгал по торосам Подкаменной Тунгуски… Оказалось – бензин кончился! То ли механик недозаправил, то ли краник не закрыл – так мы и не поняли. Что делать? Не за горами ночь, а вокруг тайга, холод. Благо неподалеку был старый Ногинский рудник. Добрались до какой-то заброшенной избушки, устроились там на ночлег. С севера с нами летел народ бывалый: нашли какую-то дырявую железную печку, развели огонь. С самолета захватили грязное ведро, отмыли его, приготовили еду. А наутро вернулись к самолету, я попыталась восстановить связь на запасном переносном движке. Включаю приемник, а нас уже обыскались – отовсюду раздается мой позывной! И только успела передать наши координаты, передатчик заглох. Двое суток еще ждали, пока нас не выручили.

Были и курьезные случаи. Екатерина Ильинична с улыбкой рассказывает, как однажды чуть не осталась в Мурте.

– Зимой у нас там была вынужденная посадка. А когда летчик вновь запустил мотор, не могли взлететь – лыжи примерзли ко льду! Говорит мне: «Катя, лезь на конец крыла, раскачивай». Я кое-как раскачала, самолет дал оборот, а обратно залезть не могу, сил не хватает! До того испугалась – думаю, сейчас спрыгну и останусь здесь! Едва добралась до кабины.

Обеспечивала семейный тыл

В декабре 45-го авиагруппу полярной авиации расформировали. В край вновь вернулся Гражданский воздушный флот (ГВФ). А вскоре и муж Екатерины Кругловой пришел с войны, живой и здоровый…

– Отмотал на всех фронтах от и до, дослужился до майора. Илларион Андреевич первым из красноярских летчиков получил боевой орден Красного Знамени. Воевал в транспортной авиации – вывозил в тыл детей, летал к партизанам. Помните, как в старом фильме «Воздушный извозчик»? А еще он забрасывал в войска фронтовые концертные бригады – даже Шульженко возил!

Вернувшись домой, боевой летчик Илларион Гришкин еще много лет служил в гражданской авиации. Летал на новых самолетах – Илах, командовал крупным авиаотрядом. Потом был начальником летно-штурманского отдела в главном управлении ГВФ, главным инспектором по безопасности полетов – выполнял функции нынешнего МЧС.

А сама Екатерина Ильинична после войны ушла с воздушного флота. Сын пять лет рос без родителей, нужно было заняться семьей.

– Муж летал, а я обеспечивала тыл. (Улыбается.) Правда, когда сын вырос, вернулась в связь – 20 лет, до самой пенсии, отработала в лесной промышленности. В авиацию, сами понимаете, идти было несподручно – муж занимал командные должности. Но любовь к небу не отпускает – это со мной навсегда…

Елена Коновалова

№ 69 (1 июля - 13 августа) 2012 года

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
Беременная наркоманка обворовала 18 спортивных клубов
Далее...
 
Бульдозер в Назарово откопал боевой снаряд
Далее...
 
Рейнджеры заповедников Алтая и Саян стали более профессиональными
Далее...
 
Жителя Минусинска подозревают в изнасиловании пятилетнего мальчика
Далее...
 
При пожаре на улице Киренского едва не погибла женщина
Далее...
 
Почти 90% французов занимаются на работе личными делами
Далее...
 
Большая часть дорожного фонда уйдет на четвертый мост и путепроводы
Далее...
 
Житель Хакасии подозревается в убийстве родного брата
Далее...
 
В России 4 марта откроется более 94 тысяч избирательных участков
Далее...
 
Завтра в Красноярском крае проверят систему оповещения населения
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail:
Разработка сайта Студия Евгения Кононова