Принято говорить о разнообразии нашей родины. Принято считать: в одной губернии живут так, в другой эдак, каждый гордится своей маленькой «идентичностью». Однако же по сравнению с тем, как различны штаты в США, наши регионы в РФ однообразны.
Я не о погоде, природе и прочей географии. Также не о торговых брендах и принципах устроения супермаркетов. Я именно об укладе жизни, нравах, обычаях, юридическом пространстве.
Сто цветов США
Вот история с комментарием, рассказанная мне в штате Вашингтон (это Северо-Запад США, побережье Тихого океана и граница с Канадой – не путать с городом Вашингтон).
Двое негров подошли к белому, вынули ножики и потребовали деньги. Белый вынул пистолет и оба раза попал. Насмерть. Далее мать убитого грабителя подала в суд со странной для русского уха мотивацией. Она не спорила, что ее сын был профессиональный преступник и был убит в момент законной обороны. Но женщина упирала на то, что она потеряла кормильца, а еще на то, что «наши предки двести лет были рабами». А предки того, кто стрельнул, – не были. Она требовала, чтобы тот платил ей пенсию до конца ее жизни.
«И что вы думаете? – воскликнул русский эмигрант, поведавший эту быль. – Тому человеку что-то присудили, и он платил!». Далее эмигрант поведал, какие следствия эта история имела бы в штате Техас или где-нибудь в центре страны (короче, там, где Америка голосует за республиканцев). «Какой суд? Парня бы объявили настоящим мужчиной и настоящим гражданином. Взяли бы у него десяток интервью, он бы еще там школьников жизни учил, как наши ветераны… Героем бы ходил!».

Русские наслышаны про ужасы политкорректности, привилегиях черных, геев и психопатов. Да, есть такое. Скажем так – в некоторых штатах оно так: белого можно уволить, черного нельзя, дураков зовут «альтернативно умными» и т. п. Но есть штаты, где спокойно продолжаются обычаи расизма. На Побережье белого судят за то, что он пальнул в негра, кинувшегося на него с бензопилой (видимо, надо было отложить пистолет и «как-то договориться»). А в Центре есть такое местечко, где черного судили… за брак с белой женщиной. Там все еще апартеид, и смешанный брак – преступление для обоих. Для черного, конечно, большее.
Есть штаты, где гомосексуализм – карьерное преимущество. Если ты бисексуал, то значит свободный, богемный, продвинутый. Есть штаты, где к такому отнесутся не лучше чем пацаны в каком-нибудь Шарыпове (то есть вся братва сбегается с криком «гомосека поймали!»). Есть штаты, где много вольного секса и все наркотики в доступе. Есть штаты, где все поголовно веруют в Бога: пуританство, названия населенных мест отменно библейские, и граждане молятся так массово, как сто лет не молятся в России. Поскольку богов может быть много, у мормонов свой штат, у ортодоксальных протестантов – свои оплоты, у католиков – свои. Каждая более-менее серьезная секта облюбовывает себе местечко, где ей хорошо, где к ней благоволят законы штаты. Если поискать на карте, такое всегда найдется.
Есть штаты матриархальные, есть – патриархальные. В штате Вашингтон, например, и губернатор, и оба сенаторы – женщины. А где-то процветает мачизм, в том же Техасе.
Иногда различие законов и нравов может сыграть злую шутку: ехал с законным ружьем по территории штата, заехал в другой, и… ты уже вне закона. Но общее впечатление – пусть его. Люди разные. И достаточно большая страна может себе позволить такую роскошь, как дать каждому его уголок.
Различная Россия?
То есть можно разойтись по сравнительно автономным комнатам, а можно – без конца мутузить друг друга, устанавливая норму общежития в едином бараке. Российское пространство, как сказано, однообразно сравнительно с США. Везде примерно одни и те же законы, обычаи и понятия. Если чего-то нельзя, то нельзя во всей РФ. Но водку, к примеру, можно купить в любое время, в любом месте и выпить до любого состояния – пожалуйста, вся Россия к услугам, выбирай.
И неписаные правила – тоже примерно одни и те же, будь то Красноярский край или Краснодарский, и элита будет жить по схожим понятиям, и электорат – по тем же советским. Если православие станет государственной религией, то, конечно, сразу по всей РФ (кроме этносов, исповедующих ислам). Если гей-парады разрешат, то сразу везде и с песней. Приватизация – по одному сценарию. И если случится национализация, можно не сомневаться, будет один и тот же сюжет.
А может все-таки решиться на расцветание «ста цветов»? Предоставить населению немного определиться. В одной области, к примеру, легализуют марихуану. В другой – многоженство, в третьей – однополые браки, в четвертой – жизнь по православным канонам. В пятой дать пожить сектантам, в шестой – националистам, в седьмой – строителям коммунизма. То есть не вводить, конечно, указом, просто допустить, что поле – юридическое и культурное – может быть разным.
Где-то запретят въезд мигрантам, где-то завезут их миллион штук. Где-то, наверное, введут сухой закон, а где-то легализуют коноплю. Куда-то подтянутся либералы за правильной демократией, куда-то коммунисты за истинным СССР. Именно так: народ – подтянется к своим. Единственное, кому нельзя – политическим сепаратистам, будь то адепты «свободной Сибири» или «вольного Новгорода»… Попробуйте, к примеру, отделить Техас от США – быстро узнаете, почем фунт американского лиха. Но отличаться от Вашингтона – сколько угодно.
Мало того что страна станет интереснее, и масса людей перестанет страдать, просто перебравшись к «своим», где тебя поймут без слов и оценят без мордобоя. Россия, не теряя единства, станет набором экспериментальных площадок. Можно будет на практике посмотреть, сравнив два некогда одинаковых региона, – что таки лучше: свободная конкуренция или госконтроль? сухой закон или русское бухалово? православные нормы или западные?
Мало ли, что там выяснится. Вдруг секты повышают трудоспособность населения? А переход с водки на коноплю – снижает преступность? Станет понятнее, что такое «смертная казнь», «свободная миграция», «сексуальная революция». Много чего понятнее станет.
А как у них?
Какие «субкультуры» можно географически выделить в тех же США? Принято противопоставлять уклады по трем осям: Север – Юг, Восток – Запад, Центр – Побережья.
Север и Юг – это еще со времен их Гражданской войны. Север, как известно, победил, и все давно это приняли. Но Юг – это все равно живая память о Конфедерации. Техас и Луизиану не зовут отделяться от США, но никто не запрещает южанам «в ту войну болеть за южан». А что такое конфедераты? Это штаты рабовладельческой аристократии – против эгалитарного буржуазного Севера. С установкой на то, что мужик – это мужик, баба – это баба, негр – это негр, а кольт – это кольт. А Буш – реальный техасский мэн. И каждому, как говорится, свое. Идеи равноправия, плавно перетекающие в ползучий матриархат и тихий социализм, опираются там на Север и отталкиваются на Юге.
Противопоставление Востока и Запада – некий конфликт «классических США» и «США 21-го века». Когда-то символом и главным городом страны был Бостон, потом Нью-Йорк, сейчас это уже скорее Лос-Анджелес. Соответственно, есть классические ценности васпов – белых протестантских англосаксов, некогда приплывших с Востока. То есть важно, что они белые, важно, что они верят в Бога, причем определенного, и числят себя потомками колонистов… Атеизм и гомосексуализм – не поощряются. Также все цветные равны, но белые все равно равнее. Короче, «старые добрые ценности». С которыми в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе – исторически так сложилось – как-то посвободнее.
Впрочем, дихотомия «Восток – Запад» плавно превращается в разделение «Побережья – Центр». Восточное Побережье так же завозит цветных, поощряет меньшинства и голосует за партию демократов, как и Западное. А «классическая Америка васпов» сохраняется в Центре. Верящая, конечно, в Бога. И голосующая за партию республиканцев – носителей классических правых ценностей. Так, например, на грядущих выборах президента Центр США в массе будет голосовать за Маккейна («нормальный мужик»), а Побережья – за Клинтон или Обаму, кого уж предложат в итоге демократы. Выбрать женщину или мулата будет казаться им прогрессивным. Причем такое разделение на исконно «демократические» и «республиканские» штаты – не первое десятилетие.
Александр Силаев
№ 69 (1 июля - 13 августа) 2012 года Версия для печати  |