Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Авторские статьи
 
СЕРГЕЙ ВЕРЕЩАГИН: «СЕЙЧАС ВАЖНО НЕ СНИЖАТЬ ТЕМП»

В последние годы на Красноярский край обращено пристальное внимание федеральных властей и средств массовой информации. Главная причина повышенного интереса к нашему региону - его внутренний потенциал. В Красноярье воплощаются проекты федерального уровня - Ванкорское нефтегазовое месторождение, комплексное развитие Нижнего Приангарья, спортивно-туристический комплекс на базе природного парка "Ергаки". Все они предполагают серьезные финансовые вливания от крупных бизнес-структур и федерального бюджета.
Какова сегодня судьба этих проектов на территории края? Влияет ли их количество и качество на инвестиционную привлекательность Сибирского региона? С какими сложностями приходится сталкиваться? На эти и другие вопросы «МК» ответил министр экономики и регионального развития Красноярского края Сергей Верещагин.

МК: Эксперты оценивают наш регион неоднозначно. С одной стороны - инвестиционный потенциал высок. С другой - за последние десять лет Красноярский край так и не вошел в топ-10 регионов с наименьшими интегральными инвестиционными рисками. Выходит, высокие рейтинговые показатели малоэффективны?
С.В.:
Напротив, эффект от рейтингов достаточно серьезный, и федерация наблюдает за этим очень пристально. Прежде чем запустить крупную инвестиционную программу, оценивается рейтинг территории. Кроме того, любой частный инвестор не войдет в регион, если его рейтинг будет негативным. Мы три года назад подписали контракты с крупнейшими рейтинговыми агентствами, которые ежегодно приезжают в край и отслеживают наши показатели. Общеизвестно, что во время кризиса во многих регионах снизился объем инвестиций. Но мы - одна из немногих территорий России, в которых он растет. Понятно, что и нам кризис, мягко говоря, не помог. Тем не менее, итоги 2009 года позволяют надеться, что позитивные рейтинги у края будут сохранены, а по итогам 2010 года станет возможно их повышение.
МК: Недавно депутаты Законодательного собрания подняли интересный вопрос: в крае до сих пор нет программы социально-экономического развития. А без нее очень сложно строить планы реформирования той или иной отрасли, запускать инвестиционные проекты.
С.В.:
Программа есть, но действие ее заканчивается в 2010 году. Пару лет назад был разработан аналогичный документ до 2017-го, но пока он не внесен в реестр программ социально-экономического развития Минэкономразвития. Более того, влияние кризиса и изменившиеся условия потребовали существенной доработки этой программы. В концепции долгосрочного развития России заложены лишь общие принципы, но не до конца сформирован инструментарий реализации этой программы. Тем не менее, в прошлом году мы приступили к разработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития края. Мы почти ежедневно общаемся с разработчиками этого документа, планируем, что уже к лету начнем обсуждать его с депутатами Заксобрания. Главное - то, что мы хотим увидеть в перспективе, - уже определено. А это очень важный вопрос, от него зависит, как будет наполняться стратегия. До конца года планируем принять все необходимые решения для того, чтобы появился качественный документ, который позволил бы продолжать комплексное развитие территории.
МК: Мы каким-то образом участвуем в создании стратегии развития Сибири?
С.В.:
Безусловно, и очень плотно. Начиная от момента предоставления исходных данных и заканчивая рассмотрением итоговых параметров. Мы также давали заключение на проект стратегии. Нужно отметить, что по сравнению с предыдущими версиями это более качественный документ, который учитывает наши территориальные особенности. В стратегию развития Сибири вошли 54 красноярских инвестиционных проекта на сумму порядка трех триллионов рублей.
МК: Кстати, об инвестиционных проектах. Счетная палата Красноярского края выявила недостатки реализации некоторых из них. В ее отчете говорится, в частности, что инвесторы изменяют проекты по своему усмотрению без согласования, а краевая власть не имеет реальных рычагов влияния на бизнесменов. К тому же неэффективно использует бюджетные средства (инвестпроекты профинансированы в 2008 году лишь на 74 процента). Как считаете - претензии обоснованы?
С.В.:
На выводы Счетной палаты мы написали соответствующие пояснения и выработали варианты решений, как будем снимать возникшие вопросы.
Например, Счетная палата указала, что по проекту развития Нижнего Приангарья не контролируются вложенные средства, сам проект не зарегистрирован в реестре и так далее. Мы с этим категорически не согласны. При министерстве создан отдел финансового сопровождения инвестиционных проектов, который занимается данным направлением. Кроме того, по проекту развития Нижнего Приангарья издано распоряжение правительства России. Какие еще внутренние документы нужно принимать? То есть по ряду вопросов у нас своя позиция, и мы будем ее отстаивать.
Что касается других проектов, которые финансируются за счет инвестфонда, соглашусь, ряд проблем имеется. Но не сбрасывайте со счетов, что мы в России своего рода первопроходцы. Наш край - первый субъект, осваивающий такой значительный объем средств. Наверное, не до конца еще мы отстроили систему контроля. Необходимо вносить изменения в положение об инвестсовете, определять регулярность, с которой будут рассматриваться отчеты по инвестиционным проектам. Этого, к сожалению, пока нет. Но я не считаю, что деньги расходуются не по назначению. Работа идет.
Есть и другая сторона. Например, на реализации проекта развития Нижнего Приангарья в большей степени отразились конфликты частных инвесторов. Мы предложили бизнесменам подписать дополнительные соглашения, но спор между ними продолжается - кто чем должен заниматься и какие объемы финансирования БоГЭС на себя взять. Сейчас на федеральном уровне обсуждается очередность пуска, возможно, агрегаты будут запускаться последовательно. Это станет ясно после технического заключения.
МК: Рассматриваются ли дальнейшие перспективы освоения Нижнего Приангарья?
С.В.:
Мы планируем в апреле представить губернатору концепцию второго этапа освоения. Она будет состоять из двух блоков. Первый - разработка Юрубчено-Тахомского месторождения и строительства трубопроводов (сейчас эти вопросы серьезно прорабатываются с "Роснефтью"). Второй связан с западными районами Нижнего Приангарья. Здесь планируется строительство Мотыгинской ГЭС и всей инфраструктуры, завязанной главным образом на золоторудных месторождениях. Наша основная задача к 2015 году, на который запланирована реализация всех мероприятий первого этапа, - в полном объеме задействовать предприятия и работающих там людей. По нашим оценкам, в Нижнем Приангарье сейчас трудится 18 тысяч человек. Госзаказ получили красноярские предприятия. Сейчас важно не снижать темп, чтобы нынешний этап освоения Нижнего Приангарья плавно перешел во второй.
МК: Один из важнейших российских проектов сегодня - Олимпиада в Сочи. Краевой министр спорта выступил с заявлением, что в Красноярье построят академию зимних видов спорта и бобслейную трассу. Учитывая, что создание «старого проекта» (туристического и спортивного центра в Ергаках) затормозилось, насколько реальны новые планы?
С.В.:
В Ергаках - не просто федеральный тренировочный центр. Это объект, где задействованы силы и МЧС, которое строит свою часть, и правительства, которое создает инфраструктуру. Действительно, сложности со строительством федерального тренировочного центра есть. Они имеют как объективный, так и субъективный характер. Однозначно могу сказать: если в этом году строить тренировочный центр не начнем, то готовить там спортсменов к Олимпиаде мы просто не сможем, не успеем. Нельзя сбрасывать со счетов сложные погодные условия в Ергаках, да и транспортная доступность оставляет желать лучшего.
Что касается Академии зимних видов спорта. Этот проект состоит из нескольких частей. Например, Академия биатлона, создание которой мы в свое время инициировали, уже начала строиться. Если говорить в целом об Академии зимних видов спорта - не думаю, что мы успеем сдать этот объект к 2014 году полностью. Полагаю, будет выделено две очереди. Первую сможем закончить в течение двух-трех лет и начать подготовку спортсменов к Олимпиаде.
МК: Сергей Викторович, инновации - одна из сфер инвестирования. Разработка и внедрение новаторских идей в крае пока не вдохновляет инвесторов? Или мы просто не можем предложить им ничего стоящего?
С.В.:
Самое сложное в инновациях - это бизнес-внедрение. Если бы были предприятия, готовые вкладывать в венчурные проекты большие деньги, и эта система действовала по всей стране, тогда было бы проще. В свое время ставку на новые технологии сделали наши соседи из Юго-Восточной Азии, и ушли достаточно далеко вперед. Сегодня тема модернизации и инноваций выведена на уровень федерального приоритета - должна формироваться соответствующая инфраструктура.
Мы в крае большой потенциал видим в малом и среднем бизнесе, который, в принципе, и является основным двигателем инновационных идей, он более мобилен и смел, нежели крупный.
Мне понравилось, как на экономическом форуме кто-то сказал: модернизация - это то, что есть у соседа, а у меня нет. А инновация - то, чего нет ни у кого. И любой бизнес, если он стоит на месте и действует по старым правилам, не заглядывая вперед, бесперспективен. В целом система развития инноваций в России только начинает формироваться.
МК: Но краю есть что предложить? Мы готовы достойно ответить на спрос, который возник в мире и России на инновации?
С.В.:
Здесь во главу угла встает вопрос защиты интеллектуальной собственности, создание таких условий, чтобы идеи оставались в стране. Не секрет, например, что немало российских разработчиков новейших технологий, особенно молодых, трудятся в Китае. Нам нужны творческие люди, но как поставить барьер, как сделать, чтобы на территории России, края концентрировались идеи и появлялись центры, которые помогали бы идеям найти практическое, промышленное применение? Мы, как власть, в этом заинтересованы. На днях у нас состоялась защита проекта технопарка. Также в бюджет будут заложены деньги на расширение бизнес-инкубатора. Это поможет решать задачу разработки инновационных проектов и внедрения их на территории Красноярского края.

(Материал подготовлен при поддержке Агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края.)

Екатерина МАЛАЯ.

№ 17 (21 - 28 апреля) 2010 года

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
С 1 апреля пенсии вновь увеличатся
Далее...
 
Зюганов подал документы в ЦИК
Далее...
 
Дачник погиб на пожаре в Емельяновском районе
Далее...
 
Медведев поддержал инициативу о проведении зимней Универсиады в Красноярске
Далее...
 
Мысли о смерти благотворно влияют на здоровье
Далее...
 
Выборы главы города начались в Красноярске
Далее...
 
Железнодорожный вокзал Красноярска снова «заминировали»
Далее...
 
Утверждена форма ХК «Сокол» на матч «Русской классики»
Далее...
 
Общественный транспорт Красноярска продолжает нарушать ПДД
Далее...
 
Петру Пимашкову присвоили звание «Почетного гражданина Красноярска»
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail: