Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Монитор новостей
 
Люди больше не хотят выглядеть «Ариалом» и «Таймс Нью Романом»

Люди больше не хотят выглядеть «Ариалом» и «Таймс Нью Романом»

29.05.2012, 16:25 ivan_arbatskiy80.jpg

«Сибирская академия дизайна» открыла в Красноярске курсы каллиграфии для всех желающих. Преподает забытое искусство Иван Арбатский, профессор кафедры «Архитектурное проектирование» СФУ, член Союза дизайнеров России, главный редактор журнала «Дизайн + архитектура». Арбатский утверждает, что сегодня наступило время возвращения рукотворного дизайна. Он рассказал ИА «Пресс-Лайн», почему у поколения «указательного пальца» появляется интерес к каллиграфии.

— Иван Валентинович, в современном «компьютерном» мире сохранился интерес к каллиграфии?

— Не просто сохранился, интерес к каллиграфии сегодня повышается. Само время вынуждает человека возвратиться к чему-то живому. Современный человек, находясь в постиндустриальном информационном пространстве, весь обвешен гаджетами. А в последнее время в России народилось поколение людей, которые выросли вместе с компьютером, они с ним на «ты». Их уже не удивишь компьютерными программами, играми, новыми средствами связи. Для них это стало обыденностью. Но они удивляются другому. Тому, что человек может делать не современными технологическими и хайтековскими способами, а своими руками. Настало время, когда ручной труд стал завораживать людей.

Кроме того, сейчас самый большой вопрос для современного человека — оставаться самим собой при обезличивании, которое несет с собой глобальная культура. У современного поколения стремление оставаться индивидуальностью под напором глобальных универсальных ценностей вызывает интерес и к каллиграфии. И из виртуального общения люди все более стали стремиться к натуральному. В этом отношении каллиграфия сегодня переживает «бум» у молодежи.

Другими словами, сегодняшняя популярность каллиграфии — это возврат реальности, жажда естественного, натурального. Есть шрифты, которыми все пользуются. Например, шрифт «Гельветика», который лидирует во всех рейтингах популярности, в последнее время его стали называть фашистским, радикальным шрифтом, потому что он все разнообразие текстов одевает в униформу. Сегодня люди переживают внутренний протест и больше не хотят выглядеть «Ариалом», «Таймс Нью Романом», «Гельветикой».

kalligrafia1.jpg

— Как вы считаете, не грозит ли письму исчезновение? И так ли необходимо, чтобы оно продолжало существовать?

— Еще в 1970 году, когда появлялись средства оцифровки голоса, и возник вопрос, нужно ли письмо как таковое, японцы ответили очень неожиданным образом. Они первые поняли, что письмо — это не просто фиксация речи. Письмо развивает мелкую моторику рук, умственные и творческие способности. В Японии до сих пор с 1 по 4 класс учат традиционной каллиграфии. И хотя Япония во всех технологиях на передовой, там все равно стремятся к сохранению традиций и самоидентичности.

Российская история помнит письмо, каллиграфию как малый вид искусства, атрибут государственного стиля. XVII и XVIII века — золотые периоды каллиграфии и в Европе, и в России. Знаменитая русская скоропись XVII века очаровывала весь мир. Тогда каллиграфия была на передовых информационных позициях. Умение красиво писать и красиво говорить было признаком внутренней утонченности и изящества. Но, на смену живописи пришла фотография, на смену каллиграфии пришел наборный шрифт, они существовали параллельно, в разных плоскостях. Затем потихоньку все встало на свои места. И фотография не вытеснила живопись, а кинематограф не оставил без зрителя театр. И письмо никуда не исчезнет.

— Существует ли философия в русской каллиграфии, как, например, в восточной?

ivan_arbatskiy.jpg— Конечно, существует. И истоки нужно искать в религии, потому что принятие письменности на Руси наступило одновременно с принятием христианства. Письмо для нас — прогрессивное явление. Настоящая русская каллиграфия имеет свои корни в двенадцатом веке, во времена Кирилла и Мефодия. Помните, в романе «Идиот» Достоевского, князь Мышкин показывая свои способности, представляет Епанчину образец своего письма и рассказывает генералу о том, что заучил превосходную надпись времен четырнадцатого столетия — «Смиренный игумен Пафнутий руку приложил».

Но, к сожалению, в большинстве своем русская каллиграфия анонимна. Она очень отличается от западной, где много персонального, личностного. В нашей истории редко можно встретить человека, который подписывал себя. Существуют великолепные образцы каллиграфии, но они анонимны.

Кроме того, мы сейчас забываем, что раньше наш алфавит был смысловой: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете. Каждая буква имела глубокий смысл, который существовал вплоть до петровской эпохи. Соответственно изображение букв на иконах и в документах имело очень глубокий философский смысл.

В начале нулевых, когда подводили итоги двадцатого века, возник большой интерес к истокам русской культуры. Мы давно знаем американский дизайн, японский, голландский, скандинавский, швейцарский и вдруг заговорили о русском дизайне. И сейчас идут очень активные поиски. Русский дизайн уходит именно в глубину нашего письма, которое стало одним из основополагающих компонентов нашей самости. У нас в России очень часто недооценивают значение русского письма. А между тем, кириллица по рейтингу ЮНЕСКО четвертая в мире письменность по культурной значимости.

— Для дизайнеров, на ваш взгляд, важно иметь навыки каллиграфии?

— Я считаю, что для дизайнеров каллиграфия является основой деятельности. И хотя дизайнеры добиваются конечного результата с помощью компьютера, но думать, размышлять, искать форму можно и нужно исключительно с помощью карандаша, пера или кисти. Пока компьютер просто на это не способен. Знаменитый голландский дизайнер Ван Брохман сказал по этому поводу: «Все, что нельзя автоматизировать, — и есть дизайн».

Также поясню, что есть станковая каллиграфия, направленная на художественный результат. К этому тяготеют художники. А есть прикладная каллиграфия, которой увлечены дизайнеры, их больше интересует процесс, понимание того, как «работает» красивая надпись, как рождается красота буквы. Это основа профессии дизайнера, как у артистов сценическое мастерство, движение, пластика, так у графического дизайнера, который работает с текстами, с оформлением, визуализацией текста, основой является живая каллиграфия. Нужно знать историю шрифта, и если не быть каллиграфом, то хотя бы понимать принципы каллиграфии.

— Сохранилось прикладное, утилитарное значение каллиграфии в наши дни?

— Безусловно. Каллиграфией оформляют свои номера многие популярные журналы, такие как Esquire и National Geographic. Вместе с типографским шрифтом, вместе с леттерингом (оцифрованной надписью) используют живую эмоциональную каллиграфию. До Красноярска это пока не дошло.

Существует и другая область применения каллиграфии. Так, китайские каллиграфы считают, что она имеет лечебные свойства. В Китае один час занятия каллиграфией приравнивается к четырем часам занятий ушу. Дело заключается в том, что писать в стрессовом состоянии мы не можем. Нам нужно успокоиться, достичь гармонического состояния. Это своеобразная медитация. И темп письма совпадает с темпом ударов сердца. В наших современных стрессовых ситуациях, когда мы все куда-то бежим, этого ужасно не хватает. В китайской каллиграфии важен не результат, не последняя надпись, а сам процесс. Поэтому в Китае нередко можно встретить людей, которые макают кисть в лужу и пишут на асфальте. Солнце почти мгновенно все высушивает, но их интересует только состояние в момент письма, а не результат.

Я тоже очень часто это использую. Вечером сажусь, пишу хотя бы час, достигаю момента спокойствия и расслабления.

Вообще, занятия каллиграфией имеет неожиданные эффекты, и может это чувствует современное поколение. Например, она прекрасно подходит, чтобы выработать свой индивидуальный дизайнерский стиль. Само понятие стиля происходит от слова «стилус» — так называлась металлическая палочка в Древней Греции, которой писали по восковой поверхности. А под понятием «стиль» первоначально подразумевался стиль письма. У всех он индивидуален. Кроме того, это самое демократичное средство изобразительного искусства.

kalligrafia2.jpg

— Насколько быстро можно освоить каллиграфию?

— Это долгий процесс, и даже, скорее всего, образ жизни. Не зря каллиграфию больше сравнивают не с изобразительным искусством, а с музыкой. Они находятся гораздо ближе друг к другу.

Есть три основных стиля, с которыми мы знакомим студентов, это зависит от инструментария. Можно использовать традиционное ширококонечное перо — модификация тростникового и птичьего перьев, которые изготовили в Египте, остроконечное перо, которое является более традиционным средством письма. Также мы приветствуем эксперименты в области современной каллиграфии, например, Airbrush — каллиграфия из баллончиков, Roller Pen, Cola Pen — перо для каллиграфии, сделанное из банки кока-колы.

Кстати, раньше каллиграфы всегда сами себе делали инструменты. Это традиция. Очинка пера делалось всегда под свою руку, ведь перо — продолжение руки. Сейчас мы избалованы унифицированными средствами, поэтому традиционная каллиграфия предполагает умение изготавливать инструменты. Когда у человека вырабатываются первичные каллиграфические навыки, и он уже выходит на уровень эксперимента, нужно искать инструмент, который ближе всего по духу каллиграфу.

— Можно ли этому научиться в Красноярске?

— К сожалению, у нас ситуация довольно безрадостная. Я очень долго в Красноярске искал единомышленников, которые серьезно интересуются каллиграфией. Сейчас появился интерес у молодежи, но пока профессионалов среди них нет. Я и сам очень долго страдал провинциальными комплексами и не считал себя профессионалом, это было увлечение, хобби. Но затем решился, и мы совместно с коллегами организовали в Красноярске некоммерческое объединение «Сибирская академия дизайна». К счастью, обучение вызывает большой интерес среди молодежи. Если мои студенты чему-то научатся, я уверен, найдут себе сферу применения, потому что это востребовано сейчас и будет только развиваться в будущем.

№ 69 (1 июля - 13 августа) 2012 года

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
Юный исполнитель из Канска вошел в финал отборочного тура «Детского Евровидения 2012»
Далее...
 
«Крематорий» в Красноярске
Далее...
 
Эдхам Акбулатов дал первый комментарий в новой должности
Далее...
 
Власти и местные жители поддержали строительство нового свинокомплекса
Далее...
 
Красноярская компания «БФК-Енисей» намерена оспорить решение УФАС
Далее...
 
На директора одной из фирм Красноярска завели уголовное дело из-за невыплаты зарплаты
Далее...
 
Аукцион по строительству коттеджного поселка под Красноярском не состоялся
Далее...
 
Более 20 знаков «Осторожно, дикие животные!» установили на краевых трассах
Далее...
 
Сладости с содержанием фруктозы могут сделать человека глупым
Далее...
 
В день выборов установят более семисот дополнительных дорожных знаков
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail: