Эксклюзив Аналитика Расcледование Шок Скандал Кульмассовщина Провинция Интервью Мужской клуб Женский клуб Спорт Досье
 
Поиск
 
 
Голосование
Чем, на ваш взгляд, отечественная полиция лучше милиции?
 
 
 
Обратная связь
Здесь вы можете оставить свою новость или рассказать о проблеме
Ваше имя
Ваш е-mail
Текст сообщения:
 
МК в Красноярске Монитор новостей
 
Держава, империя, государство наций, многонациональный народ России

Держава, империя, государство наций, многонациональный народ России

31.01.2012, 11:03 russia.png

1. Национальные вопросы и национальные ответы
в зеркале современной науки


«Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи».

Сергей Есенин «Письмо к женщине»


Новейшая история России начинает обсуждаться. Разумеется, это обсуждение затрудняется близостью исследуемых событий и включенностью в них самих исследователей. Исследователей интригуют ключевые понятия, с помощью которых можно было бы эту историю понять, чтобы сделать обоснованный прогноз на ближайшее и отдаленное будущее. Одной из базовых практик Модерна (Современности), складывающейся с конца XVIII в. от Французского Просвещения до наших дней, является эта сама устремленность в будущее. Парадоксальным образом она начинается с резкого крена в моделирование исторических времен, описания эпох, которые сменяют друг друга. Указывается на отделенность этих эпох друг от друга: например, мы никак не представляем себе связь древнейших государств и обществ, которые существовали в Сибири в доисторические времена, с теми народами, которые закрепились здесь к 16 в. Довольно сложно для обывателя соединить процессы, проходящие в России 19 в., с процессами, определяющими Советский Союз в 20 в. Первая мировая война и ее практики выпали из нашего понимания Гражданской войны и последующего строительства советского государства. И мы зачастую резко противопоставили процессы строительства государства «Советский Союз» России 90-х гг. прошлого века и века нынешнего. «Распалась связь времен», - говорит Гамлет У. Шекспира. Ведущие теоретики современности – М. Дэвис и Э. Соджа (представители неклассической урбанистики) – полагают, что нынешние глобальные и национальные процессы определяются не временем, а пространством, территорией и ее обустроенностью. Социальной и культурной новой обустроенностью территории.

Это обращает нас от истории формирования экономических классов к связям людей в современном социальном пространстве, разделенном на страны, регионы, территории. Интеллигенция и помещики, крепостные и крепостники, аристократы и плебеи, пролетариат и буржуазия — все это изучалось, обсуждалось, призывалось для понимания современных политических, экономических, социальных процессов.

Но как только ученым стало понятно, что сами социальные категории нестабильны и определяются социальными процессами, в том числе эмоционально-веровательными, социально-психологическими, пригодные для старых исследований понятия, сами превратились в проблему. Необходимо было найти такие опоры в исследовании, когда на поверхности сразу же находится обусловленность этих понятий процессами общественного сознания, социальной психологии.

Понятие, которое объединяет объективно существующие вещи и сильнейшие психологические процессы, которые эти вещи делают реальными и значимыми, — это нация.

Теме нации в прошлые годы уделялось внимания чрезвычайно мало. По ряду причин. Исследователи древней и новой истории Руси, Московского княжества, Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации долгие годы делали свою работу так, словно наша страна и наше государство было национально однородным. Это было подобно тому, как если бы человечество исследовалось лишь как состоящее из взрослых людей (и в нем нет детей и детского мира), или бы человечество рассматривалось как состоящее лишь из одних мужчин и в нем не было бы женщин.

Наша страна и наше государство в зарубежных и отечественных исследованиях изучались как гомогенно русские и гомогенно православные (либо гомогенно атеистические). Но и категорию «русскости» стыдно было проговаривать, как будто «русскость» — это то, что следует скрывать, замалчивать и прятать при ее обнаружении.

Она осталась только в стихах А.С. Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», в операх Н.А. Римского-Корсакова, в живописи В.М. Васнецова и И. Билибина. И уже с тоской А.А. Блок восклицает: «О, Русь моя, жена моя, до боли нам ясен долгий путь…»

В центре изучения зарубежных и российских ученых оказались высокая политика, экономический рост и падение, внешняя политика, внутренние политические битвы новейшей России.

При этом все современные процессы — и экономические, и политические — завязаны на вполне конкретные территории. А понятие «социальные сети» возникло не среди удачливых программистов-компьютерщиков, выгодно пристроивших свои разработки в коммерческом Интернете, а в трудах скандинавских этнологов и социальных антропологов, которые показали на примере одной из норвежских деревень, каким сложным и устойчивым одновременно образом складываются и держат эту деревню горизонтальные социальные связи. Понятие «сеть» возникло по аналогии с рыбацкими промыслами жителей этой деревни. Кажется, что между людьми, живущими по разным квартирам, домам, улицам, существуют лакуны, пустоты. На самом деле все они связаны в крепкую сеть. Сеть семьи, дружбы, неприязни, интересов, забот, волнений, взаимозависимостей и взаимозначимостей.
Можно назвать это социальной тканью, если заранее обговорить, что ни фактура этой ткани, ни размер нитей не являются ни однородными, ни одинаковыми.

Горизонтальные социальные связи — главнейшая опора стран и государств, начиная с конца 18 века и начала 19 века.

Это еще одно важное замечание. До 19 века наций не было. Страны и государства держались на двух основаниях: религиозно-общинной принадлежности и верности (подчинению) той или иной династии, по степени близости к которой складывались сословия, но не нации. Можно было быть немецкой принцессой и стать великой российской императрицей. Заметьте, никогда не было сомнения в праве этой немецкой императрицы быть «матушкой» своих российских подданных.

Когда дела у Британии зашли в тупик, в 17 в. основателем новой династии стал приглашенный голландский правитель Вильгельм. И опять легитимность его власти в государстве не вызвала никаких сомнений. В отличие от религиозной принадлежности и в том, и в другом случае. В случае Екатерины Великой всячески подчеркивалась ее православность. Тогда как Вильгельм был протестантом, противником католиков, что было решающим для британского государства 17 в.

Нации формируются только в 19 в. Но зато сам 19 век, равно как и 20 век стали эпохой очень бурного и активного формирования национальных государств. Процессы эти были связаны с формированием и развалом империй, причем не только тех, где центр находился на отдалении от периферии (Британия, Франция), но и тех, где центр и периферия были влиты друг в друга и с трудом просматривались отдельно (Османская империя, Австро-Венгерская империя).

Итак, современность задает новое измерение для исследований — социальное пространство. Ниже приведена карта ментальных представлений американцев о мире эпохи «Холодной войны», в котором они живут. Надеюсь, читатели улыбнутся.

Но в каждой шутке только доля шутки. С 70-х гг. 20 в. активно складывается новое научное направление – культурная география, которая как раз изучает ментальные связи, соединяющие в нашем сознании нас в группы «своих» и группы «чужих». Ключевым понятием здесь выступает нация. В ней соединяются объективные вещи — язык, религия, экономические процессы, и субъективные — самосознание, идентичность, самоопределение, нарратив и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что от 19 века к веку 21 радикально изменилось и само понимание нации. Это очень важное замечание. Поскольку стыдливость ученых по отношению к «русскости» России определяется и тем ужасом и болью, которые в нашу страну принес нацизм в годы Второй мировой войны. В сознании миллионов российских людей понятия «нация», «национализм», «фашизм» практически слились. Историческая трагедия пришла в противоречие с современным научным и политическим языком. Когда на Западе и Востоке бурно обсуждаются темы национальных интересов, в нашей стране с этим понятием в общественном сознании (как общественной психологии, так и общественной идеологии) крепко-накрепко соединились нацизм и его преступления. Разрыв этого шаблона – насущная задача интеллектуальной элиты современной России. Нацизм как расизм и национализм как база для проявления и сражения за национальные государственные интересы – две совершенно и радикально различные вещи.
Главная задача современной интеллектуальной элиты России – обеспечить мягкий переход в общественном сознании к пониманию, что без понятий «национальный интерес», «единая нация» территориальная целостность нашего государства не будет иметь в общественном сознании необходимой легитимности. Современные национальные процессы завязаны на ТЕРРИТОРИИ.

У нас нет выбора: либо Россия сформирует единое национальное самосознание, либо сепаратизм в головах элит постепенно будет укрепляться и оформляться в экономические и политические интересы. Уже упущены 200 лет, два века. Нам нельзя не сформировать пространство единых национальных интересов у людей, которые живут в России и являются ее гражданами.

Нужно перестать демонизировать то, что Виталий Куренной определил как «конструктивный национализм» в противовес расизму, нацизму и фашизму.

Нации начинают складываться в индустриальную эпоху и тесно (как никогда раньше) привязываются к территории. Подчеркиваю — К ТЕРРИТОРИИ. Это специфика НАЦИИ в отличие от сословия и религиозной общины.

А что же Россия? Какова ее нынешняя национальная ситуация? Ее национальные интересы, национальная стратегия и тактика?

2. Национальное строительство в России: выбор правильной стратегии


Не случайно приведены эти слова мною из Конституции РФ. Во-первых, я не уверена, что все их помнят. Во-вторых, они прекрасны и по форме, и по содержанию. Это начало Конституции нашего государства, гражданами которого мы являемся. Высший орган власти определен в Конституции как «многонациональный народ России». По-иному быть не может.

Но в истории и современности человечества многонациональные государства – это настолько сложные образования, что нет и не может быть ни исследователя, ни политика, который смог бы сходу и однозначно определить характер и ценности, которые это государство представляет в глобальном мире, в единой человеческой цивилизации.

Очень важно понять международный контекст понятия «нация». Радикально изменилось его понимание в 90-е гг. 20 века. И необратимо изменилось. Нашим интеллектуальным элитам нужно как можно скорее осваивать этот поворот и уточнять контексты для моделирования современных российских процессов.

Суть поворота заключается в следующем: из тенденции считать нации древними биологически заданными (естественными) структурами человеческой расы, обладавшими глубинной преемственностью, выходящей в современность и лежащей в основе политического национализма, - к модели наций как СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ. С точки зрения современного подхода нация будучи далеко не естественным компонентом таких глубинных человеческих отношений как кровное родство, семья, национальность, нации созданы (изобретены) в результате сложного общественно-политического процесса, главную роль в котором играют интеллектуалы и активисты вместе с широкими социально-экономическими и социально-политическими силами. Нации – это социальное изобретение, которое в 19-20 вв. получило могущественный резонанс среди народных масс1. Целый ряд авторитетнейших современных ученых считают, что скорее национализм породил нацию, чем наоборот.

Россия волею исторической судьбы оказалась в непростой ситуации. Русская нация как транс-этническое образование множества этносов, различных других групп, в 19 в. не сложилась. По ряду причин. По ряду причин не сложилась она и в 20 в. В настоящее время более детально изучены причины, по которым царская Россия не сформировала русскую нацию. Так, Рональд Григор Суни указывает четыре основные причины, обобщая целый ряд фундаментальных и прикладных исследований национального строительства в царской России:

1. Обширная география, ограниченные ресурсы, слабая плотность населения и недостаток коммуникаций.

2. То, что Суни называет «неподходящее время» - элиты присоединенных окраин могли (в силу национальных процессов в идеологии Запада) составить представление о своих народах как о нациях со всеми вытекающими претензиями на культурную, политическую самобытность, вплоть до государственности. Развитие идеологии национализма все более и более затруднял процессы ассимиляции в господствующую национальность.

3. Структуры и действия имперского государства – от самодержавия до сословной власти, о въевшихся представлениях о сословном и этническом господстве, работали как силы сопротивления горизонтальному национальному строительству.

Национальное строительство требует НОВЫХ ПРАКТИК СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ОБУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ. В ходе национального строительства сознательно противопоставляются старые формы иерархии и новые социальные практики, выводящие в социальное пространство новые элиты и новые социальные лифты.

4. Русские элиты не сумели ясно выразить идею русской нации, разработать модель русской идентичности, отличающейся от религиозной (православной), имперской, государственной, узко-этнической (расистской).

Россия всегда была многонациональным государством. Но во всегдашнем споре государственных деятелей (державников) и интеллектуалов (западников и славянофилов) так и не удалось выработать привлекательного концепта «русскости», отделенного от узко-этнического содержания, с одной стороны, а с другой, — от имперского государства.

Р. Суни указывает, что понятие нации растворилось в религии и государстве и не обрели общности, отдельной от государства или православной общины.

В Советском Союзе проходили сложные процессы, для описания которых нужно отдельное время и место. Опора была сделана не на национальное, а на классовое сознание. Но при этом центральное правительство вынуждено было (по ряду причин) формировать национальные элиты на своих окраинах, а формирующаяся русская нация должна была стыдиться своего национального самосознания.
Это совершенно уникальная ситуация, которой никогда раньше и нигде не было. Особенно в мировом пространстве множества национальных государств, которые бурно формируются в 19 и 20 вв.

3. Конец пути – это начало нового пути


«Путь, который может быть пройден, не настоящий путь»

Дао дэ цзин

Новейшая история России связана с тем, что происходило с нами в 19 и 20 веках. Национальный вопрос — это главный вопрос обустройства России в 21 веке. В ситуации политического выбора необходимы программные документы людей, которые претендуют на право называться национальными лидерами. Национальный лидер – это тот, прямо заявляет о национальных интересах России. Представьте себе, что кандидат в президенты США ничего не скажет об интересах американской нации. Это просто квадратный круг. Саркози ничего не скажет об интересах французской нации. Меркель ничего не скажет об интересах германской нации. А премьер-министр Израиля? Руководители каких стран не говорят об национальных интересах? Это нонсенс. Данные лидеры никогда не стали бы руководителями своих государств.

В настоящее время, за полтора месяца до грядущих выборов Президента Российской Федерации научной общественности представлен только один программно-концептуальный документ, раскрывающий стратегию и тактику России в контексте проблематики национальных интересов. Это статья В.В.Путина «Россия: национальный вопрос». Выскажу несколько главных впечатлений об этом документе, о котором академик В.Тишков сказал, что он был ожидаем нашими учеными и политиками последние 10 лет.

1. Для общей ситуации в социальных и гуманитарных исследованиях России этот программный документ насущно необходим. Поскольку знание имеет социальную природу, и сюда входит и "воля к власти". Особенно в мировоззренческих концепцииях. Особенно там, где первое основание есть аксиома и выбирается не то, чтобы произвольно, но относительно свободно.

2.Это концептуальный документ. У него хорошая база. Современная. В нем нет расизма, а есть конструктивный национализм, опирающийся на историческое основание, а не на биологическое, культурно-образовательное и иное превосходство.

3. Знание - это очень большая сила. Дискурс, так сказать. Последние исследования показывают, что в таких государствах (многонациональных) у дискурса огромное воздействие на текущую ситуацию. Прямо скажем, решающее. Если мы будем считать, что Федерация устроена несправедливо и что она суть империя-агрессор, то эта оценка запустит очень серьезные и необратимые процессы сепаратизма. Интеллектуальные элиты современной России не должны этого допустить. Поэтому термины, концепции (дискурс) для обсуждений (в том числе научных и общественно-политических) очень важны.

4. В статье Россия названа полиэтничным государством, в котором на равных правах существуют различные народы и различные религиозные группы. Скрепляющим цементом является русская культура.

Это реальность нынешнего российского государства. Язык, историческая укорененность, память предков, культурные коды, знаки, символы, объединяющие нашу территорию и наши национальные интересы – русские. Очень важно, что национальный лидер придает русской культурной основе МЕЖэтнический статус, подчеркивает русскость не как государственную или этническую черту, а как базу для формирования национально-территориального единства. Это очень важные опоры для современной гуманитарной и социальной науки, моделирующей будущее нашей страны.

В статье им дан официальный (государственный) статус. Со всеми вытекающими последствиями.

№ 69 (1 июля - 13 августа) 2012 года

Версия для печати

 
Комментарии к статье
Ваше имя:
Ваш email:
 
Монитор новостей
В Красноярске почтили память чернобыльцев
Далее...
 
В Красноярске начали распространять листовки против борцов с заводом ферросплавов
Далее...
 
Баскетболистки «Красноярочки» дважды победили «Зыряночку-Лузалес»
Далее...
 
Стал известен победитель красноярских праймериз
Далее...
 
Мужчина в Хакасии избил и задушил пенсионерку
Далее...
 
На улице Вавилова водитель сбил бабушку и ребенка
Далее...
 
Красноярская сноубордистка попала в аварию в США
Далее...
 
Премьеру музыкальной драмы, посвященной Сурикову, покажут в Красноярске
Далее...
 
Красноярские вкладчики «Витас Банка» получат свои накопления через две недели
Далее...
 
У красноярцев семь золотых медалей на турнире Академии борьбы Миндиашвили
Далее...
 
 
 
Полезные ссылки
 
 
Галерея Анатолия Самарина
 
 
Архив публикаций

 

Красноярск, ул. Диктатуры Пролетариата, 51, оф. 12-45.
Тел.: +7(391)211-75-13 (приемная), +7(391) 214-78-81 (факс), +7(391)211-84-31 (реклама).
E-mail: